Опустим очевидное — больше зарабатывать, повысить профессиональный уровень, путешествовать по миру... Об этих бонусах от изучения иностранного языка знают все. Но давайте поговорим о менее очевидных вещах, например, о том, как изучение иностранных языков (любых, хоть широко используемого английского, хоть мертвого латинского, хоть несуществующего клингонского) влияет на наш мозг.

Обогащение восприятия мира

Каждый язык фокусируется на значимых объектах. Простой пример. Сколько слов для обозначения снега найдется в русском языке? Ну, от силы пять. И это при том, что на половине территории России снег лежит по нескольку месяцев. А вот в некоторых эскимосских языках существует от 20 до 40 наименований снега. Просто потому, что для носителей этих языков снег играет ключевую роль. А, например, во французском языке есть множество слов для обозначения вкуса еды.

Изучая иностранный язык, мы не просто узнаем, как уже знакомые нам вещи и явления называются на другом языке, мы усваиваем и новые понятия, которых раньше не было в нашей картине мира в силу их отсутствия в нашем родном языке.

Формирование новых нейронных связей

В передней части коры головного мозга у человека находится самое большое количество нейронных связей. Именно они отвечают за рациональное мышление, креативность, способность к обучению. Нейронных связей очень много, но далеко не все они постоянно участвуют в работе мозга. Ведь эта работа до сих пор подчинена рефлексам и настроена на выживание.

В процессе обучения формируются новые нейронные связи и модифицируются уже существующие. Это не образное выражение. Это реальные изменения в химическом составе мозга. В ходе изучения языка процессы образования нейронных связей локализуются в левом полушарии — в перисильвиевой зоне.


Принятие рациональных решений

Принимать решения можно рационально или, опираясь на эмоции. Решения, принятые на эмоциях, зачастую оказываются неверными и не выдерживают критики сразу же, как только включается рацио.

Принимать решения, сразу опираясь на разум, а не на чувства, возможно. Помочь в этом может формирование новых нейронных связей в перисильвиевой зоне, о котором мы говорили выше. Развивая ту часть мозга, которая отвечает за рациональное мышление, мы увеличиваем свои шансы ясно мыслить и принимать решения рационально.

Кроме того, изучая иностранный язык, мы получаем возможность формулировать проблему, требующую от нас решения, не на родном языке. Как это может помочь? Дело в том, что родной язык несет в себе много эмоциональной памяти. Когда мы начинаем формулировать проблему на родном языке и сталкиваемся с каким-либо эмоциональным триггером, рациональная часть мозга отключается — и да здравствуют глупые, принятые на эмоциях решения! Что практически исключено при формировании вопроса на языке иностранном. 

Положительные эмоции

Активность в левом полушарии мозга, которая возникает благодаря изучению иностранных языков, связана с возникновением положительных эмоций. Например, с ощущением бодрости и открытости по отношению к другим людям. Тогда как активность в правом полушарии мозга, напротив, ведет к избегающему типу поведения.

Увеличение продолжительности жизни

Благодаря все тому же формированию нейронных связей, мозг становится более пластичным. Разрушительные процессы, обусловленные старением или болезнями, начинают протекать в нем на несколько лет позже. Так, согласно исследованиям, проведенным в 2010 году среди пациентов с болезнью Альцгеймера, люди, владеющие несколькими языками, сталкивались с симптомами болезни в среднем на 5 лет позже тех, кто иностранными языками не владел. Иными словами, от ряда болезней мозга изучение иностранных языков вас не избавит, но замедлить их развитие вполне может.

Вы все еще откладываете изучение иностранного языка? Задумайтесь, скольких возможностей вы лишаете себя и свой мозг, предпочитая грамматике и лексике незнакомого языка серфинг в интернете и просмотр нового сериала! А ведь для того, чтобы начать, достаточно 20 минут в день.

Татьяна Алашеева
Фото: pixabay.com



DB query error.
Please try later.