Профессор Мориарти умирал 13 раз


Автору посчастливилось быть знакомым с героем этих заметок довольно коротко, но видимся мы до обидного редко. При каждой встрече у меня возникает неизменное ощущение упреждающей досады по поводу того, что вот еще немного, вот еще несколько реплик, несколько жестов, взглядов глубоко посаженных мудрых глаз - и нам снова придется расстаться на неопределенный срок. До следующей короткой встречи в автобусе, в парке, возле какого-нибудь глупого торгового вагончика с хлебными батонами в руках...



Послужной список заслуженного артиста



Виктор Евграфов - актер и каскадер.

К большому зрительскому сожалению (например, моему и двух десятков моих товарищей и коллег), его "звездный" период практически совпал с началом угасания российского кинематографа. Правда, тогда фильмы еще относительно активно снимались и пользовались успехом в предперестроечном российском прокате. Да и сам Виктор не воспринимает этот отрезок отечественной киноистории как начало упадка.

Он был востребован, сыграл множество действительно ярких ролей, будь то эпизодические или главные персонажи. Это классная работа в роли Эндрю Эриксона в "Доминусе", Даниил, князь Галицкий, в одноименном фильме, Атос в "Двадцать лет спустя", Космич-Валюжинич в картине "Черный замок Ольшанский", наконец, блестяще сыгранный и абсолютно запоминающийся жутковатый профессор Мориарти в "Приключениях Шерлока Холмса" и много других ролей.

Сегодняшняя жизнь для Виктора, имя которого означает "победитель", - ежедневная маленькая победа над судьбой, которая подкинула действительно яркой, талантливой личности одно из самых нелегких испытаний - испытание обыденностью.



Чужие жизни



Я с изумлением ловлю себя на мысли, что много лет не знаю его отчества. И на старой его визитной карточке, которую получил во время первого знакомства, строго и лаконично по черному фону белыми буквами написано: "Виктор Евграфов. Актер". Улица имени Ивана Булкина, дом, квартира, телефон. А знать бы надо: все-таки, старший товарищ, да и отцу его, родившему такого крепкого сына, искренне хочется отдать дань уважения.

Витя - актер от рождения. Часто можно видеть, как взгляд его полностью отрешается от окружающей действительности, он как бы впадает в оцепенение и проживает кусочек жизни очередного персонажа. Его способность к перевоплощению почти абсолютна. Происходят с Евграфовым такие вещи не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни. Причем спровоцировать этот почти мистический акт вживания в чужой образ может не только обязанность выучить роль.

Однажды в теленовостях прошел жуткий сюжет, как чеченские мятежники отрезают голову офицеру федеральных войск. У Виктора на шее появилась красная полоса, похожая на шрам. Три дня он против собственной воли проливал слезы и вышел из этого страшного состояния с огромным трудом. Получается так: прожил чужую смерть. Хотя звучит довольно абсурдно.

Без абсолютного проникновения в образ, без полной самоотдачи Виктор уже не может. Годы идут, но способность его психики так органично подстраиваться под чужой, не свойственный самому Евграфову характер не теряется, а лишь становится совершеннее.

После съемок - вакуум, состояние до капли выжатого лимона. А потом - мучительное возвращение к реальности, которое у этого человека возможно только через чудовищное напряжение, но уже другого рода - физическое. Трюкачи, каскадеры, пожалуй, больше других зависимы от адреналиновых взрывов в крови, которые не только заставляют бешено колотиться сердце, но и формируют психо-эмоциональное состояние человека. Прыгнул с крыши, упал с коня, "разбился" на автомобиле, сгорел... Сработал на пределе возможностей и многотрудным соленым потом смыл с себя предыдущую роль, стал снова Виктором Евграфовым, наблюдающим неторопливую городскую жизнь. Но только наблюдающим. Поскольку лишь отстраненным сознанием можно достичь очередного "созревания" для новой чужой жизни. Наверное, поэтому у Виктора такая личная жизнь: он и мама. Евграфов сказал мне однажды, что ему было бы стыдно взваливать себя, вот такого, на чьи-то плечи. Пусть уж все почти настоящие смерти, которые суждено встретить на съемочной площадке и сцене, достанутся только ему.



В поисках "своего" режиссера



В 24 года Виктор Евграфов поступил в ГИТИС на актерский факультет. Он был заметно старше других, держался уверенно, имел репутацию одного из лучших студентов на курсе. Никаких мечтаний у Виктора не было, кроме одного: работать в кино, и только у Василия Шукшина. Хотя самостоятельная подготовка Евграфова шла именно в "киношном" направлении, параллельно на режиссерском курсе он сыграл немало классики. Без театральной закалки, когда жизнь героя на сцене не укладывается в понятие "дубль такой-то", нынешнего Виктора Евграфова не получилось бы.

Осенью 74-го умер Шукшин. Евграфов три дня не мог ни есть, ни пить. Да и передвигаться в этом внезапно осиротевшем, остывшем мире тоже не мог - валялся на кровати сам едва живой. Стало понятно, что без Василия Макаровича жизнь его должна как-то измениться, но как?

Кинематограф знает немало многолетних плодотворных творческих альянсов, когда совпадение взглядов режиссера и актера было абсолютным. Александров и Орлова - в киносказках сталинской эпохи, Гайдай и "Троица" в постхрущевской комедии, Солоницын и Тарковский, которые вообще вне времени...

Евграфову всегда хотелось сниматься в глубоком, психологичном и умном кино, похожем на картины Тарковского. Но "своего" режиссера он так и не нашел. На типаж Виктора "клевали" многие, но его умения слиться воедино с образом героя оценить не сумели.

ГИТИС был окончен, и летом Витя приехал на родину. После смерти Василия Шукшина он пребывал в полной растерянности и не представлял, чем и как заняться. Однажды в ночном трамвае завел разговор с незнакомой девушкой, которой запросто, хоть и немного робея, сказал, что он актер, но работы пока нет. Собеседница сообщила, что в город с гастролями приехал Ленинградский ТЮЗ. На следующий день Виктор пошел к Зиновию Корогодскому. Он очень хотел сыграть в этом театре Гамлета, но не сложилось. Игорь Масленников тогда начинал снимать свой первый фильм "Ярославна - королева Франции". Группа Масленникова приехала на кинопробы в Пушкино, где в свободное время в конно-спортивной школе занимался Виктор.

"Вот готовый монах Даниил." Так с "Ярославны" и началась кинематографическая карьера Виктора Евграфова.

Когда началась почти постоянная работа в кино, из театра ему пришлось уйти. И чем сильнее затягивал его киномир, тем острее он чувствовал горечь разочарования. Пронеся с детских и юношеских лет искренность восприятия и собственного поведения, Виктор часто недоумевал: если играешь в ярость, то как можно после съемок играть с "врагом" в преферанс? Если играешь в любовь, то как можно забираться под одеяло к актрисе?

Пожалуй, и сейчас для него в игре правды больше, чем в реальной жизни, где многое превращается в банальщину и грязь.



Переломы тела и судьбы



Ту историю, с которой начался довольно мрачный период в жизни Евграфова-актера и каскадера, он вспоминает морщась и трудно подбирая слова. На съемках совместного советско-американского фильма нужно было сделать трюк: прыгнуть с реи парусника. Высота была нешуточная. Виктор полез на рею, прыгнул, а нижний партнер не успел отойти: головой в спину Евграфова... Ситуацию изменить было невозможно - наверное, сказалась не замеченная вовремя ошибка второго постановщика трюков. Пришлось "уходить", чтобы не сломать нижнего партнера, но уход получился неудачным.

Его ребра, позвоночник и легкое собирали с трудом. После травмы очень долго преследовало странное состояние, когда не хватает груди, чтобы вздохнуть полно, с удовольствием.

Разрабатывал связки, восстанавливал растяжку, занимался дыхательной гимнастикой и... неожиданно для многих, да и для себя самого начал писать картины. Не как профессиональный художник, а для себя, для друзей, для мамы. Увлечение оказалось настолько сильно, что через какое-то время, заручившись мнениями компетентных людей, Виктор начал подумывать о выставке. Да и знакомые подталкивали: давай, выставляйся.

А еще уже в зрелом возрасте он понял, что особенно хорошо ему в православном храме. Но как-то развивать эту тему в разговорах он не любит, считает так: если собеседник истинно верующий, тогда что с ним обсуждать, что есть вера для меня? Если нет - пусть обращается с вопросами к опытным, а сам Виктор считает себя в православии еще далеко не зрелым.



Потусторонний голос профессора



Евграфов хорошо понимает, что за ним так и будет тянуться "шлейф имени профессора Мориарти". Эту свою роль в кино он любит, но не считает лучшей, больше ему, на его собственный взгляд, удалась роль Эндрю Эриксона в "Доминусе" Александра Хвана.

Но образ из "Приключений Холмса" приклеился к нему довольно крепко. И даже иногда выручал в острых ситуациях.

Дело было в Казахстане. После съемочного дня Виктор был у себя в гостиничном номере, как вдруг туда буквально влетели три перепуганные девушки с просьбами о помощи. Прямо за ними в комнату ворвались несколько разгоряченных казахов. Молниеносная реакция Евграфова, указавшего на девчонок: "Это мои гости". Джигиты повели его на "мужской разговор" во дворик, где обнажили нож и даже попытались применить его...

Сальто, прыжок, стойка и утробный вопль Виктора - нападавшие замерли. "О... Так это тот, который с сыщиком дрался! Пошли отсюда..." По машинам и - никого. Сейчас Виктор говорит, что этот вой, который он издал, пробился откуда-то из глубин веков, когда Кудеяр своим посвистом останавливал вражьи полчища. И к смерти был готов, и жизнь свою отдавать не собирался.



Быков не вынес конкуренции



В актерской биографии Евграфова были такие "подставки", после которых можно хоть в сторожа подаваться.

В фильме Константина Лопушанского "Записки мертвого человека" у Вити была роль. Нормальная главная роль, а не массовка какая-нибудь. На площадке он чувствовал, что переигрывает Ролана Быкова, гнетет его более тонким подходом к материалу. Там была и пластика, и голосовые интонации, и что-то еще, что Быкову не давало покоя. Мастер не мог понять, отчего такое напряженное партнерство складывается.

Всю роль Евграфова из картины убрали. Аккуратно вырезали ножницами. Виктор попытался объяснить режиссеру, что это не пойдет на пользу фильму, но выслушан не был. Более того, за здорово сыгранную роль, удаленную по чужой прихоти, ему и не заплатили ни гроша. Вот тебе и "волшебный мир кино"...

Умерла роль полицейского Хугера, о котором зритель "Записок...", возможно, и не знает. Вместе с нею "немножко умер" и Витя Евграфов.

Смерть в его жизни (ой, и как такое пишется?!) занимает довольно заметное место. На экране он умирал тринадцать раз. Причем если в роли предусматривается гибель героя, то этот материал Виктора волнует больше, чем другой. Ведь и в реальной, не киношной жизни, он не раз балансировал на грани этого и того света. После падения на палубу парусника и травмы он пережил состояние клинической смерти.

Совсем недавно, летом, спас тонущих ребятишек. Страшно стесняется говорить об этом. Мне запомнилась такая деталь: стоящей на берегу женщине отдал солнечные очки, сказал "в случае чего" передать маме и рванул в воду.

До сих пор считает, что с умиранием человека связано какое-то почти необъяснимое очищение и тела, и души, и прожитой - окончившейся только что - жизни, и жизни будущей, о которой заранее узнать невозможно.



Однако смерти он вовсе не ищет. В нашей земной жизни Виктор свое будущее представляет довольно отчетливо.

После стольких лет тяжелейшего восстановления начали рождаться планы возвращения в кино. Совсем не лишним Евграфов считает показать американцам фильм "Доминус" - философскую притчу о жизни и смерти, о зле и добре. На одном из "узких" показов голливудские говорили, что этот фильм должна посмотреть вся Америка.

В творческом багаже Виктора больше 600 живописных работ, о которых тоже есть мечта: сделать большую экспозицию и назвать ее "Мои несыгранные роли". Уже написано два киносценария, которые практически готовы к реализации.

Жизнь продолжается. Виктор ждет своей очередной роли и свято верит, что кино ждет его. поделиться
Дмитрий Денисов
12.10.2001

    Передайте Виктору большое, просто огромнейшее — БЛАГОДАРЮ!!! Уникальная личность! Значимый человечище! Герой нашего времени! Здоровья Вам и ему! Низкий поклон за радость, что он дарит своим творчеством! Счастья и благоденствия!!!

    Николай, город Хабаровск, 7 ноября 2008 года.

    сегодня смотрела передачу об актере Поразила сила характера и возможности человека Нельзя ли подробнее узнать о методике оздровлени Очень интересно .что за веник был в руках у актера,которым он восстанавливал мышцы такой же видела в руках музыканта .которому он тоже помог

    Такой шикарный мужчина и живет один…. почему??? согласна быть домохозяйкой ……

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru