Отправьте эту страницу другу!
  Конференция газеты БЛАГОВЕСТ
  Общие вопросы Православия
  Восточные оздоровительные системы и единоборства (Page 18)

Создать тему  Ответить
Личные данные | Регистрация | Установки | ЧаВо | Поиск

Эта тема длиной в 24 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24

версия для печати | следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Восточные оздоровительные системы и единоборства
alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 13:04 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

ЮЛЯ
р.Б. Ирина уже писала:
"А то уже был и случай, что тренер с силой дергал его за веревочку на которой висел крестик, чтобы он снимал его, а один раз при всей группе оскорбил Христа."
Теперь Вы пишете:
"Видела сама - выходит "педагог" с ножницами и срезает у кого не лентах или шнурках, с цепочками сами снимают. Аргумент - бой контактный, опасно, захлестнёт - задушит и т.п."
У меня нет никаких оснований Вам не верить. Однако по-моему такие действия тренера могут говорить только о том, что человеку с детьми работать нельзя. Форма этих действий абсолютно не соответствует элементарным нормам уважения человека (даже не его Веры).
При этом аргумент на самом деле правильный т.к. это не относится конкретно к нательному кресту, а к любому предмету (кулону или ещё чему-то). Всё же мне кажется, что нужно помнить о том, что Вера прежде всего в сердце, вот если там её нет, то сколько ни одевай на себя крест, - это не будет большой заслугой перед Богом.
Предваряя вопросы, скажу сразу, что на наших тренировках мы кресты снимаем т.к. действительно человек может серьёзно пораниться и такие случаи уже были. Кстати, может ли мне кто-нибудь ответить снимают ли крест на тренировках по вольной борьбе, например, или по самбо. Думаю, что снимают и именно в целях безопасности, поэтому не могу считать, что восточные единоборства конкретно в этом отличаются от наших спортивных единоборств.
А то, что некоторые тренеры ведут себя недостойно, - так человек несовершенен, я уже говорил, что по-моему с детьми так работать просто нельзя. Я бы сразу не стал настаивать на том, чтобы крест обязательно тут же сняли, если человек не считает это приемлемым для себя, а поговорил бы с его родителями и если бы и так не удалось достичь взаимопонимания, то пришлось бы расстаться.
Тренер отвечает, вплоть до уголовной ответственности, за то, что происходит на его тренировках (особенно с детьми) и в тюрьму, разумеется никто не хочет, тем более за абсолютно неумышленное возможное происшествие.

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 13:04 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

"Что касается высказываний о Православии, то мне до сих пор казалось, что православный человек может и должен находиться везде, где он может разъяснить хотя бы своё понимание Православия, которое тоже не является никоим образом закрытой сектой и обязано общаться со всеми проявлениями человеческой жизни у нас в России."

Вот здесь и находится главная опасность. Святые отцы запрещают верующим какую бы то ни было явную и открытую проповедь: и сам впадешь в гордыню и человека от веры отвратишь. Лучшая проповедь христианина - его жизнь. Именно то, как он живет, и должно быть характеристикой и описанием его веры. Проповедовать же может только человек получивший от Бога соответствующий дар, именно тогда человек способен спасти тысячи вокруг себя. Но не мы. Нам с нашими бы грехами разобраться, а не другого человека стараться всеми силами вытащить. Да, мы можем протянуть утопающему палку, как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, но не руку - иначе он и сам утонет и нас за собой потянет. В этом причина, почему "умные православные" всячески избегают открытого разговора о вере и споров. В споре истина не рождается, как бы не считали древние. Другой нюанс этой "самодеятельной" проповеди заключается в том, что человек разъясняет именно "свое понимание Православие". А это еще более опасно! Так можно в такие заблуждения ближних ввести, такое им показать "православие", что они с трезвым рассудком скорее попытаются оградить себя от такого "православия". Большей пользой для вопрошающего человека будет не разговор с таким же ищущим, но чтение душеполезной литературы, посещение храма и разговоры со священниками.

Есть еще одна категория проповедников: миссионеры. Это люди, которые получили благословение на проповедь, иногда в конкретных кругах, будучи весьма благочестивыми. Как правило, они хорошо знают интересы и культуру тех людей, к которым отправляются на проповедь.

Когда же люди способны огромным массам людей донести доступно Живое Слово Евангелия, вызывая горение их душ, - это уже Божий дар и часто Церковь причисляет их к лику святых, называя "святителями".

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 13:13 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай М
Я с Вами полностью согласен, и возможно, не очень удачно выразился. Какой из меня может быть проповедник, если я сам только в начале пути и понимания Православной веры. Так же согласен, что в спорах истина не рождается, вообще споры вещь мало полезная. Возможен диалог по принципу вопрос-ответ. Если меня спрашивают о моей Вере я говорю о ней то, что могу сказать. Там, где моих знаний не хватает, а таких областей очень много, я, конечно, не буду ничего от себя выдумывать и трактовать по-своему. Здесь, действительно, если человек искренне интересуется, то ему гораздо полезнее будет разговор со священником, а вот это я уже вполне могу ему сказать.

ЮЛЯ
Участник
отправлено 26-02-2006 13:26 ПрофайлРедактироватьIP

alex-m
Мне очень просто решить стоило или не стоило сыну заниматься ВЕ, тем более что альтернативы есть.
Например самбо. В той секции где долгое время занимался сын моих друзей ни кресты, ни другие кулоны не снимали - только девушек просили ходить без серёг). Военно-патриотическиий клуб "Честь имею"при храме свт.Николая в Подкопаях обучает детей рукопашному бою - все в крестах.

Не учитель причина. Это не единичный случай. В центре 3-4 направления у-шу, дзю-до и т.д. На каждом несколько педагогов. Дети по возрастным группам по 5-8 человек. Т.о. около 7-9 преподавателей регулярно перед тренировкой выходят с ножницами.

Мне кажется, что дело тут совсем не в "кулонах".

Владимир СК
Участник
отправлено 26-02-2006 13:39 ПрофайлРедактироватьIP

Николай_М
Лучшая проповедь христианина - его жизнь. Именно то, как он живет, и должно быть характеристикой и описанием его веры.

Совершенно верно. По себе знаю, как начнешь в пылу кому нибудь замечания делать, так потом глядишь эти чужие недостатки уже у себя проявляются, прямо как инфекция какая. Да и в предверии скорого Великого поста надо помнить одну народную мудрость:"Бог нам дал один рот чтобы меньше говорить, а два уха чтобы больше слушать"(особенно когда в храме находимся).

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 13:50 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

ЮЛЯ
Я никоим образом не пытаюсь Вам советовать - где лучше заниматься Вашему ребёнку.
Я ничуть не сомневаюсь, что в секциях рукопашного боя при Храмах (их сейчас уже немало) кресты не снимают, но вот не уверен я, что на тренировках это правильно.
"Педагоги" с ножницами - для меня это перебор. При этом совершенно непонятно, почему же к ним продолжают ходить, если они каждый раз так поступают.
Насчёт секций самбо обязательно поинтересуюсь у знакомых, благо такие есть, может быть я оказался не прав, но не думаю.

ЮЛЯ
Участник
отправлено 26-02-2006 16:01 ПрофайлРедактироватьIP

А ходили потому, что не было альтернативы в районе. Всё заполонили эти ВЕ. Причём в сетке занятий они значатся как ОбщФизичПодготовка, а начнёшь узнавать - совсем не то. Сейчас появились футбольный клуб, теннис, детский фитнес - стало полегче. Да и цены там более приемлимые чем на ВЕ.

А про "снимания" могу добавить, что в институте Бакулева перед операцией на сердце никто не требует с детей снимать крест. Можно просто его перевесить на лодыжку или запястье или укрепить кусочком лейкопластыря.
Хотя на тренировках может что другое придумать можно...

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 16:11 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

Почитал все по вчерашней ссылке. Естественно, меня еще более все это утвердило в моих подозрениях по поводу духовной составляющих додзё (кстати, что это означает наиболее точно - у меня только сложилось интуитивное представление, причем не обязательно верное).

Несколько вопросов:
1. Что такое концентрация, каково ее значение, каким образом она достигается?
2. Насколько связаны понятия различных стилей, школ с философиями Дзен-буддизма, даосизма, конфуцианства? Когда-то я пытался в этом разобраться, и насколько помню, чуть ли не каждое движение было неразрывно связано с превращениями энергии, стихиями, дуализмом всего сущего (инь - ян).
3. Участники форума подняли интересную мысль, что основной вопрос БИ, не только восточных, вопрос о жизни и смерти. А этот вопрос никак не отделим от философии. Как Вы считаете?
4. Вы правда считаете, что можно создать универсальную систему общечеловеческих ценностей? Если да, то как? Что это по-Вашему?
5. Вы сказали, что "на серьезном уровне практики восточных БИ они обязательно скажутся на мировоззрении человека"? Механически или произвольно? Как об это говорит философия отдельных видов БИ (например, Вашего)? Не подобно ли тому, как асаны йоги изменяют духовную жизнь человека?
6. Впечатление в общем такое, что самоценность ритуалов далеко не столь малозначительна для большинства, как для Вас. Скажите, в каком отношении, Вы полагаете, находится тело и душа? Если эта связь тесная, не может ли слепое, а тем более сознательное, копирование ритуалов повредить душе? Меня в данном вопросе раздирают противоречивые чувства.
7. Каков психологический настрой перед боем или тренировкой? Насколька важна психологическая подготовка? На основании чего эта подготовка проводится? О чем говорят участники, когда упоминают о "входе в необходимое психологическое состояние"? Каково значение дыхания и дыхательных упражнений как в психологическом настрое?
8. Какова роль произносимых звуков и каковы их буквальные значения в БИ? Как их суть объясняется занимающимся?
9. Какой смысл вкладывается в мудры (без них ведь не обходится)? Насколько мне известны мудры имеют важное значение именно для определенных манипуляций с энергией. Что вообще эта энергия из себя представляет?
10. Каковы направления и конечные точки ударов на теле соперника? Есть ли в их расположении некий мистический смысл (опять-таки энергетический)?
11. Каковы отношения между учеником и учителем, а точнее каково отношение ученика к учителю? Порядок взаимоотношений?
12. Насколько важно созерцание священных символов (иероглифов)? Умение их рисовать? Какова духовная составляющая процесса?
13. Каково Ваше отношение к восточному изобразительному искусству?

Понимаю, что вопросы для Вас могут показаться глупыми. Понимаю, что ответы могут быть слишком развернутыми, но Вы постарайтесь в общих чертах нас просветить - эти и многие другие аспекты восточных БИ являются ключевыми для принятия их православными.

[Исправлено: Николай_М (26-02-2006)]
 

Артемий
Заслуженный участник
отправлено 26-02-2006 17:04 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Братия и сестрицы, прошу меня простить, если мое приглашение сделаное на форуме единоборств доставило всем неудобства и раны душевные обоюдно и им и вам. Прошу прощения с земными поклонами. Но все же я нахожу полезным,что бы каждый из нас высказал свое мнение. Особенно если вспомнить, что основателем русских единоборств был канонизированый святой - святитель Николай Японский. Именно это подвигло меня всемерзкого на предложение высказаться по теме единоборств тем, кто профессионально занимается этим. К сожалению я не предвидел настолько враждебно-настороженой реакции и встречи к ним,как произошла. Мы ведь Православные Христиане, да мы люди грешные, но нужно быть (и мне особенно) осторожным разумно. Такая нелюбовь и сверх осторожность и настороженость ко вновь пришедшим может многих оттолкнуть от шага к принятию Православной веры. Мне напомнило это известную историю "Марусины платки", про женщину именем Маруся, как она своей "ревностью не по разуму" многих оттолкнула от храма, даже порой выпихивая из храма за дверь женщин пришедших в брюках и накрашеными или мужчин по неведению зашедшим в храм в шапке не сняв ее. А потом, когда Господь дал ей прозрение ее такой неразумности, она горько каялась и в заглаждение своих грехов впоследствии оставляла на свечном ящике платки. так их потом и стали называть "Марусиными платками" эти платочки. Простите меня грешного и всеокаянного! Потому и часто попрекают нас, Православных, за нашу вот такую "Марусину ревность по Бозе", за то, что мы выслушать спокойно и так же спокойно ответить не можем и не умеем. Опять-таки, правда есть правда - я всего лишь участник сего горячо мною, всемерзким и окаяннейшим из людей земных, Любимого и Уважаемого форума и могу выражать только свое мнение и то, что я сказал сейчас - это тоже мое личное мнение. Простите меня окаянного, если я неосторожным делом и словом ввел кого в искушение. Во все времена даже св. Апостолы и многие святые говорили, что евреи противящиеся Христу много клеветы и грязных неоправданных и лживых слухов по всему миру разнесли, так оно и есть. И поверив этим слухам, по наущению врага рода человеческого весь мир ненавидит Православие и старается истрибить, словно зло какое. А если мы не умеем проявить любовь и терпимость к другим, с кротостью вразумляя, если кто говорит что противное нам или вере нашей, к другим, то мы не любим Бога (об этом же говорит Апостол Иоанн Богослов). Да к тому же наша такая нелюбовь к другим толлько усиливает отчуждение к Православю в людях и подает нашим врагам еще больше поводов к подстреканию других против нас, особенно все тем же евреям. Они ведь видят как мы относимся к ним и какой мы им подаем пример. Впервые столкнувшемуся с такой натсороженостью человеку ведь не объяснишь, что люди по мировоззрению и по характеруи по своей греховности есть разные. Особенно если это человек неверующий и далекйи от Церкви или наоборот колеблющийся или готовящийся к принятию Православия. Наши внешние проявления к другим - они принимают за то, какие мы есть на самом деле и чему можем научить их и их детей - мол раз они такие, то каким же стану я, если приму их веру и стану общаться с ними?!
Я не защищаю Дмитрия, да он во многом был не прав. Воизбежание греха и со своей, и с их, и с Вашей стороны, дорогие, я говорю это из искренней любви ко всем вам и занимаю исключительно нейтральную позицию, дабы не ввести кого в более тяжкий соблазн.
Я знаю, что теперь могу быть забанен и удален с форума или еще что может произойти, чтож, решать Администрации и Антону Евгеньевичу с Аллочкой и Ольгой Ларькиной в первую очередь, а потом уж и всем форумчанам. Единственное чего я окаянный хотел достигнуть - мирного диалога с профессионалами в единоборствах, вот и все, но вижу что не достиг ни пользы ни для кого, ни того, чего желал достигнуть мирного диалога с профессиональной точки зрения на данную тему, на пользу не только мне окаянному, но и им и вам, дорогие братия и сестрицы . Потому с Великим смирением приму любую епитимию, какая мне будет присуждена. с земным поклоном ко всем окаяннейший и мерзейший из всех на Земле живущих р. Б. Артемий.

[Исправлено: Артемий (26-02-2006)]
 

Антон Жоголев
Редактор
отправлено 26-02-2006 17:12 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Артемий
Да не переживай ты так!
Поверь, ситуация не стоит таких переживаний.
Никто никаких "епитимий" на тебя накладывать не собирается.
Просто в дальнейшем не спеши мешать все в кучу. У них свой форум, у нас свой. Хочешь, миссионерствуй там, но сюда не всех надо звать. Вернее так: кто надо, тот сам придет.
Порой приходят и те, кому не надо.
Но уж звать не спеши, а то правда получилось так: мы их позвали в гости и выставили за дверь.
Помоги тебе Бог!

Артемий
Заслуженный участник
отправлено 26-02-2006 17:32 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Антон Жоголев
Дык, я не думал спешить, звал-то я только Православных людей, а получилось по Евангелию - много званых, да мало избраных.

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 17:57 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай М
Вопросы мне совсем не кажутся глупыми, даже наоборот некоторые могут оказаться для меня слишком сложными. Тем не менее попробую

1) Что такое концентрация в общем-то понятно, - посильное направление собственного внимания на какой-либо объект. Здесь никаких секретов в самом слове нет.
2) Я тоже в своё время пытался разобраться в философии дзен-буддизма, кончилось это тем, что я удостоверился в том, что я эту философию могу отчасти понять только на словах, да и то очень приближённо. Некоторые восточные школы боевых искусств основаны именно на дзенской философии, немало других философских концепций (тот же даосизм), но всё это не является обязательным. Принцип инь-ян общий для всего Востока и для боевых искусств тоже. Энергетика - вещь довольно запутанная, особенно для тех, кто специально хочет её запутать. А в основе всё равно лежит использование силы противника, которое используется в любых видах единоборств.
3) Я думаю так же, если перешагнуть вопросы техники тактики, стратегии, то останется вопрос жизни и смерти. И этот вопрос отделить от философии можно только выстрелом в затылок.
4) Я считаю, что общечеловеческие ценности заложены в Нагорной проповеди, даже не заложены, а лучше всего выражены.
5) Я сейчас чуть-чуть себя подправлю (взгляды немного меняются). Я думаю, что любые боевые искусства на серьёзном уровне обязательно будут сказываться на мировоззрении и психике человека. Умение бить, калечить и убивать себе подобных не может не сказаться на человеке. Это происходит и механически и произвольно. Философия карате и многих других восточных боевых искусств направлена на поддержание равновесия (того самого инь-ян) с тем, чтобы человек мог адекватно ответить на нападение, а не превратиться в "машину для убийства".
6) Я думаю, что душе вредит и слепое копирование ритуалов и сознательное, причём может быть, сознательное даже меньше, т.к. человек должен при сознательном воспроизведении разобраться что именно он делает и принять это для себя или нет.
7) Наилучший, на мой взгляд, психологический настрой - это концентрация на том, что делаешь и умение контролировать свои действия. Психологическая подготовка очень важна, но я так и не нашёл оптимального способа научиться такой психологической подготовке. Дыхание, конечно, важно, хотя бы для того, чтобы дыхание не сбивалось, а было достаточно ровным и человек мог управлять своим состоянием (не только через дыхание, дыхание вспомогательно) или хотя бы контролировать его.
8) Я не придаю значения каким-то определённым звукам и мои японские учителя не учили необходимости каких-то обязательно определённых выкриков или других звуковых воздействий.
9) В карате, как таковом, мудры в общем-то не используются, - это уже область йоги и может быть каких-то китайских стилей. А энергия есть в каждом человеке, только японцы называют её "ки", китайцы - "ци", а европейские учёные какой-нибудь биоэлектрической составляющей деятельности человека. В любом случае существование более тонких человеческих составляющих, чем руки, ноги, живот, голова - уже давно не секрет.
10) Наиболее надёжны наиболее простые и всем известные точки на теле человека (не буду их перечислять, их и так все знают), а об ударах в нужное время по нужным местам для того, чтобы перекрыть меридианы, по которым движется жизненная энергия - это либо в большинстве случаев сказки для новичков, либо эти точки совпадают с общеизвестными.
11) Отношение между учеником и учителем может быть очень разным, в зависимости от конкретной школы. Может быть и на уровне сект, где ученик полностью подчиняется учителю. Такие школы тоже есть и выйти из них бывает гораздо труднее, чем войти. Но всё же сейчас в России этого почти нет и отношения строятся самые обычные, либо на уровне покупатель-продавец, либо более тесные и дружеские, но для этого нужно немало пота пролить вместе.
12) Не знаю важно ли это где-нибудь. В нашей школе такого нет, хотя японские учителя сами занимаются для себя каллиграфией, но пока не предлагали ещё кому-то попробовать ещё и это. Один из смыслов каллиграфии мне видится всё в том же умении концентрироваться и находиться в том, что делаешь.
13) К сожалению, вряд ли что-то смогу сказать, т.к. по образованию технарь и изобразительным искусством вообще не очень-то интересовался, тем более восточным.

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 18:12 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

То есть, исходя из Ваших слов, Вы занимаетесь практически исключительно техниками боевых искусств Востока, а не боевыми искусствами? Или я чего-то недопонимаю?

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 19:15 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай М.
Я немного не понял - что именно Вы имели в виду. На начальных этапах только техниками и можно заниматься, потом, когда техники становятся "своими", - это уже может переходить на уровень именно искусства владения техниками и своим телом. Техники сначала усложняются, на мой взгляд, именно для развития наилучшей координации и понимания на интуитивном уровне, без подключения мыслительного процесса, какая техника будет наилучшей.
В результате обычно остаются очень простые техники, но мастер выполняет их так, что можно и не заметить - что же, собственно, произошло. Чего-то сверхъестественного в этом нет. По крайней мере на том уровне, до которого я добрался. Да и мой отечественный учитель говорит и делает то же самое, только на порядок лучше.
Наш японский учитель вообще ни слова о какой-то внутренней энергетике, подключении сверхъестественных сил и ещё о чём либо подобном ни слова не говорит. Одна незадача, - в силу своего опыта у него практически нет "лишних" движений, нога всегда встаёт в положение, где она будет нужна для эффективного броска после удара, скорость самих ударов для меня совершенно невообразимая (несмотря на его 64 года, кажется).
Т.е. хорошее карате в большинстве случаев - это очень большой и долгий труд, со стороны может быть скучный, т.к. требует очень многократных повторений одного и того же, но чистое движение, которое в итоге получается, оправдывает затраченное время. Тем более, что желание научиться драться где-то лет через 5-7 уже отходит на 2-й план (так у меня было), а главным становится уже сам процесс, понимание возможности защитить себя и близких и просто красота движений. (Это понятие, конечно, субъективное, что-то из серии высказываний Туполева, вроде бы, о том, что некрасивый самолёт не полетит.)
А я хотел бы всё же уточнить - в чём Вам видится разница между техниками боевых искусств и самими боевыми искусствами?

[Исправлено: alex-m (26-02-2006)]
 

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 20:25 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай_М

в чём Вам видится разница между техниками боевых искусств и самими боевыми искусствами?

Я просто вынес это с тех страниц, на том форуме, где искусством участниками назывался, как я понял, именно весь комплекс ритуалов, техники и философии.


Мне более менее понятно. Но сомнение относительно безвредности даже техники (я уже говорил об асанах, боюсь, это имеет и некоторое отношение к БИ) не растворилось. Хотя еще и не со всем согласен с Вашими ответами на мои 13 вопросов: возможно из-за моего незнания.


Теперь я приведу здесь несколько цитат разного содержания и точек зрения (может тогда разговор примет более православный вид и поможет нам увидеть разные стороны данной проблемы). Сразу прошу прощения за однообразную и объемную информацию.

Из книги диакона Андрея Кураева "Ответы молодым".
– Можно ли заниматься боевыми искусствами?
– Пока это физкультура – занимайся, но как только запахло философией – оставь. Если тебя учат бить правой пяткой по левому уху – это нормально, а вот как только начинают говорить, что перед началом тренировки надо поклониться духу этого зала, здесь надо уметь уйти. Если начались уроки медитации, концентрации энергии, стоит подумать о самообороне.
Один монах из Троице-Сергиевой Лавры рассказывал мне, как именно через спорт он пришел к Богу. Во время учебы в университете он серьезно занимался каратэ. После очередной победы на турнире тренер сказал ему: "Ты знаешь, Саша, тебе настала пора принимать решение. Если хочешь идти в нашем спорте дальше, то учти, что на следующем уровне скорость боя будет такова, что думать будет просто некогда. Твоя реакция должна стать автоматической. А для этого тебе нужно учиться не думать, а уметь отключать свое сознание. Тебе теперь необходимо овладеть такой техникой медитации, которая привела бы к твоему самоустранению, позволила бы стереть твою личность". Теорию йоги и буддизма тогдашний Саша уже знал. Теперь настала пора практики. И он подумал: "А не слишком ли это большая цена за успех в спорте?". К этому времени он уже понимал, что мир религии что-то достаточно серьезное. И занялся поисками такой религии, которая бы не стирала, а, напротив, сохраняла личность человека для вечности. В итоге пришел в христианство. А поскольку и университетская математика, и спорт приучали его к последовательности, он пошел и дальше – в монашество.

– Отец Андрей, вы как-то сказали, что батюшки не должны забывать о своих прежних мирских увлечениях. Вы свои прежние увлечения сохранили?
– Да, было бы хорошо, если бы священник мог воцерковлять и свою мирскую профессию и свои прежние "хобби". Я знаю священников, которые были мастерами боевых искусств до принятия сана,– так они и сейчас преподают эти искусства мальчишкам, сопровождая их изложением христианской позиции...


Статья с сайта Саратовской Епархии.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/news/2004/n_2004_09/26.html
26.09.2004
В саратовском городском парке прошла акция
"Православная молодежь - за здоровый образ жизни"

Понятие "православная акция" для саратовцев пока непривычно. Более того, необычно оно и для самой Православной Церкви. Тем не менее, отдел религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального Управления включил проведение массовых мероприятий в свой актив. 26 сентября в городском парке Саратова состоялась акция "Православная молодежь - за здоровый образ жизни".

"Формы проповеди бывают разные, и они должны соответствовать культурно-исторической эпохе, - рассказывает руководитель отдела протоиерей Димитрий Полохов. - Для нас важно рассказать молодым о важности вечных ценностей - здоровье нации, необходимости семьи и ее благополучии, здоровом духе и здоровой вере в Бога, о любви, надежде и уповании на лучшее - на том языке, на котором говорит сегодняшняя молодежь".

На этот раз формой, выбранной для современной проповеди, оказалась массовая акция, а ее темой - отношение Православия к боевым искусствам. Эксперимент оказался достаточно спорным, как с точки зрения формы, так и содержания.

Выяснилось, что Церковь относится к спорту вполне терпимо, но - с некоторыми уточнениями. Главное из них: надо четко понимать, ради чего ты занимаешься тем или иным видом боевого искусства. Если только ради угождения своему тщеславию, то от этого сам и погибнешь; если думаешь о защите своих близких и друзей - такая позиция христианству не противоречит.

Ярким началом акции стало выступление секции ушу стиля "Байдзи Цюань" под руководством Максима Бахарева. Как согласуются между собой ушу и Православие? На этот вопрос ответил руководитель секции. Максим объяснил, что считает ушу обычной системой упражнений, которые вырабатывают навыки ведения правильного боя. Поскольку иероглиф "у" переводится как воинственный, а "шу" - умение, ремесло; соответственно "ушу" - искусство вести войну и, одновременно, умение ее остановить.

"Наш ответ" восточным единоборствам - русская система ведения рукопашного боя. Ее возможности блестяще продемонстрировал Сергей Иванович Небалуев, защищаясь от нападающих партнеров только одной рукой.

В акции приняло участие около 500 человек. Возможно, массовость может служить доказательством возрастающего интереса к Православию и собственной культуре среди саратовской молодежи. Однако нельзя забывать, что в основе миссионерской работы остается священническое служение в храмах, организация приходской жизни, встречи с молодежью в школах и вузах.

Служба внешних церковных связей
Саратовского епархиального управления
Дарья Серова


Вопросы священнику.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/questions/q.html/txts/questions/11?n=20050218014
Как относится церковь к восточным практикам таким как ци-гун, у-шу и т.п?

Отвечает священник Михаил Воробьев,
клирик Вольской Благовещенской церкви

Овладеть в совершенстве системами восточных единоборств ци-гун, у-шу и подобных им невозможно без вживания в культуру, в которой они возникли. А это вживание неизбежно предполагает приобретение соответствующего мировоззрения, которое очень далеко от христианства. Даосизм, конфуцианство, различные версии буддизма не знают личного Бога, не видят Образа Божия в человеке, не считают, что человек нуждается в спасении. Грех в этих восточных религиях воспринимается не как личная катастрофа человека, трагедия в его личных отношениях с Творцом, а как всего лишь недостаточная степень совершенства, недостаточное знание, уклонение от Пути или кармы.

Сила восточных единоборств основывается на отношении к человеку, которое совершенно невозможно в христианстве. Представление о неоднократной реинкарнации обесценивает уникальность человеческой жизни, делает возможным безжалостное отношение к противнику, который воспринимается как простая флуктуация пустоты.

Восточные единоборства, если ими заниматься всерьез, неизбежно влечет человека к этому далекому от христианства мировоззрению. Поэтому Церковь не благословляет своих чад на занятия восточными единоборствами.

Вместе с тем, отдельные упражнения, взятые из этих систем, рассматриваемые исключительно в техническом аспекте, могут включаться в физическую подготовку православного человека.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/questions/q.html/txts/questions/11?n=20050317004
Всегда ли занятие восточными боевыми искусствами несет в себе религиозный смысл? Что если человек воспринимает медитацию только как физическое и дыхательное упражнение?

Отвечает священник Алексий Абрамов,
клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Восточные единоборства часто зарождались в монастырях, и несомненно несут в себе особенности мировоззрений своих основателей (по крайней мере, этическую особенность - здесь необходимо соотносить ее с христианской этикой). Однако в некоторых восточных единоборствах сохраняется и религиозная практика, как, например медитация. В этом случае необходимо отличать медитацию от дыхательных упражнений. Медитация однозначно является восточной религиозной практикой, хотя некоторые секты и психологические курсы пытаются представить ее религиозно-нейтральным и даже научно-психологическим упражнением. Таким примером является секта Техника трансцендентальной медитации, или как это представлено в методических пособиях по новому предмету, вводимому в общеобразовательных школах «Основы здорового образа жизни».

Для христианина однозначно неприемлема практика медитаций как несовместимое с его убеждениями религиозное действие. Что же касается дыхательных упражнений, то в этом случае, если они не являются частью медитации (или не включают в себя элементы медитации), способом концентрации некоей мистической энергии (обратите внимание именно мистической энергии, а не просто распределение физической силы и физической энергии), но являются упражнением, регулирующим дыхание во время тренировки или поединка, в этом случае они вполне допустимы и не противоречат христианским убеждениям.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/questions/q.html/txts/questions/11?n=20050604001
Из каких именно восточных практик православному человеку можно заимствовать технику упражнений для укрепления своего физического и духовного состояния? Ведется ли обучение священнослужителей техническим элементам восточных практик?

Отвечает священник Михаил Воробьев,
клирик Вольской Благовещенской церкви

Для укрепления физического здоровья достаточны умеренные занятия любым видом спорта. Гимнастика, теннис, волейбол, обычные и горные лыжи, плавание… Этот список может быть продолжен и расширен до бесконечности. В отличие от восточных единоборств, которые предполагают погружение в далекую от Православия и чуждую ему религиозную традицию, эти общепринятые спортивные занятия не лишают человека духовной свободы и не сужают его культурного кругозора. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 1, 13) – пишет апостол Павел.

Что касается духовного усовершенствования, то оно достигается соблюдением простых правил благочестия, установленных Церковью и проверенных ее двухтысячелетним опытом. Ежедневное чтение молитвенного правила, регулярное посещение богослужений, тщательное соблюдение поста, частая Исповедь и Причащение, жизнь по заповедям Евангелия, терпеливое перенесение жизненных трудностей, постоянный физический, интеллектуальный и духовный труд, деятельная любовь к ближнему, - вот эти простые правила христианской жизни. Кому–то они могут показаться слишком простыми, однако постоянно жить по этим правилам далеко не просто. Их главная ценность состоит в том, что они доступны всем. Поэтому для того, чтобы достичь духовного совершенства, не нужно никаких особых дарований, никакого особого посвящения или тайного знания. Господь призывает к спасению всех, и каждому дает возможность усовершенствования в условиях его индивидуальной судьбы. Как любил говорить Оптинский старец Амвросий: «Где просто – там ангелов до ста; а где мудрено – там нет ни одного».

Разумеется, никакие восточные единоборства в православных духовных школах не преподаются. Это, конечно, не означает, что православные священнослужители не имеют права интересоваться восточной культурной, религиозной традицией Индии и Китая. Следует только помнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор., 6,12).
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/questions/q.html/txts/questions/09?n=20040917165
Прочитал на сайте статью про боевые искусства и про то, как следует относиться к ним христианину. И все-таки для меня остался неясным вопрос, что делать, когда на тебя нападают, особенно, когда ты не один и с тобой люди слабые и требующие защиты? Речь идет не об армии и регулярных войсках, и не о силовых структурах, которые призваны защищать нас с вами, а о жизненных ситуациях, в которых может в любой момент оказаться каждый из нас? Как поступить в таком случае?

Отвечает иеромонах Нектарий, настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Кажется, ответ на этот вопрос в указанной Вами статье, размещенной на сайте, все-таки есть. В частности, в ней говорится: «христианство - не толстовское ”непротивление злу“. И есть случаи, когда даже и не ради себя, но ради других людей приходится злу противостоять. В том числе - и на физическом уровне. Однако одно - сделать это по необходимости, другое - иметь это основным содержанием жизни». Нельзя дать ответ сразу на все вопросы, связанные с необходимой самообороной. Можно предложить лишь общий совет. Наверное, главным критерием здесь должен быть принцип «наименьшего зла». Если на наших глазах кого-то (или нас самих) убивают, или наносят тяжкие телесные повреждения, или просто жестоко издеваются над кем-то, то порой, когда все попытки усовестить агрессора (в том числе, разумеется, и по христиански) ни к чему не приводят, просто не остается другой возможности, кроме как вступиться и применить силу. Но и это можно сделать различно. Впрочем, в любом случае, даже такое «вынужденное» столкновение для верующего человека - повод для покаяния, поскольку вряд ли кто-то сохранит в подобной ситуации бесстрастие и ничем не погрешит.

А вот, собственно, и статья о которой говорится в последнем вопросе:
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/25.html
Если тебя ударят по правой щеке…
(православный взгляд на боевые искусства)

"Хочу быть настоящим мужчиной, хочу уметь постоять за себя. Батюшка, благословите заниматься боевыми искусствами. Это не грех?"- с таким или подобным вопросом обращаются порой молодые люди к священникам. Но на самом деле проблема более серьезна и глубока: насколько в принципе совместимы боевые искусства и Православие, возможно ли такое "соединение"? И как вообще относиться в наших крайне сложных сегодняшних условиях к проблеме противостояния внешней агрессии, злу? Решимся предложить свой вариант ответа на эти, столь актуальные сегодня, вопросы.

Стремление к защищенности

Желание юноши или молодого мужчины научиться приемам самообороны вполне объяснимо. Тем более, в наши дни, когда зачастую и по улице бывает трудно пройти так, чтобы никто не задел, чтобы не натолкнуться на чей-то недружелюбный, а то и попросту угрожающий взгляд. Хроники происшествий пестрят сообщениями о разбойных нападениях, избиениях, групповых драках и тому подобном. И даже самый миролюбивый человек начинает задумываться: "А не правду ли говорят, что лучший способ защиты - нападение? И не надо ли готовиться к войне, если хочешь мира?".

Боевые искусства Востока (каратэ, ушу, тэквондо, джиу-джитсу, айкидо и т.п.) стремительно вошли в жизнь европейского, в том числе и российского, общества и прочно утвердились в ней. Этому способствовали как активная реклама этого "продукта древней культуры" киноиндустрией и СМИ, так и огромное количество самоотверженных энтузиастов. При всем разнообразии этих боевых систем их объединяет общий принцип: требующий больших физических и моральных усилий тренинг, позволяющий овладеть техникой, дающей возможность вести поединок с одним или несколькими противниками. Условно школы разделяются на "мягкие" и "жесткие", но цель всех методик одна: научить адепта школы наносить противнику поражение, удар за ударом, оставаясь при этом наименее уязвимым.

В чем секрет такой популярности восточных единоборств? Наверное, есть целый комплекс причин, обуславливающих любовь к ним со стороны не только мужчин, но и представительниц "слабого пола", стремящихся от этой слабости избавиться. Однако хотелось бы остановиться здесь на наиболее существенном. Как уже отмечалось выше, мир, окружающий нас сегодня,- страшный мир. И люди этого мира боятся, боятся жизни, боятся подобных себе людей. И ищут защиты, точнее - ощущения защищенности.

И образ, скажем, каратиста в белоснежном кимоно, стремительно передвигающегося по татами и наносящего ногами и руками молниеносные удары, от которых с треском раскалываются доски и крошатся в оранжевую пыль кирпичи в руках "ассистентов", - образ человека, в высшей степени защищенного, могущего не бояться никого и ничего. Этот образ привлекает, становится примером для подражания; подростку, юноше, молодому, только входящему в совершенный возраст мужчине очень хочется стать "таким".

Евангелие и искусство боя

Но мы не говорим в данном случае о том, насколько уместен подобный способ "защиты" от внешнего мира для людей неверующих, нецерковных, не видящих в подобном выборе никакой моральной проблемы. Вопрос в другом: что ответить христианину, подошедшему к священнику в храме и спрашивающему у него благословения на овладение искусством единоборства?

Первое, к чему мы обращаемся в данном случае, это Евангелие, в котором ответ вообще на все вопросы. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Уместно ли для христианина после таких слов Христа целенаправленно учиться не только тому, как не допустить удара в правую щеку, а тем паче в левую, но и тому, как нанести ответный сокрушительный удар?

Всем известно расхожее утверждение: "Добро должно быть с кулаками". Но в том-то все и дело, что, приучившись пользоваться ими, оно постепенно перестает быть добром. Апостол Петр, желая защитить Христа от посягательства воинов, посланных первосвященниками и старейшинами народа израильского, извлекает меч и отсекает ухо одному из слуг первосвященнических. И что же? Господь останавливает его: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52).

Можно было бы сказать, что пример Христа недостижимо высок, можно сослаться на то, что Он шел к исполнению цели Своего земного служения, готовился пострадать за человеческий род, быть распятым, умереть и тридневно воскреснуть. Но дело в том, что следование примеру Христа мы видим и в жизни целого сонма не только святых, но и просто благочестивых христиан, искренне верующих, что, по слову Господа, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Один из наиболее ярких случаев такой кротости - столь известный эпизод из жития преподобного Серафима Саровского, когда он, находясь в глухом лесу, будучи чрезвычайно сильным человеком и имея в руках топор, в полном смысле этого слова опустил руки и дал искалечить себя до полусмерти напавшим на него разбойникам. Согласимся, что не всякий решится на подобное с бесстрашием святого, кто-то постарается защититься, возможно, что и успешно. Но и в таком случае для церковного человека правильной реакцией на такое происшествие станет покаяние в том, что заповеди Христовой исполнить он не смог, а не горделивое кичение: "Как я их!".

Наиболее часто звучащее со стороны тех, кто пытается "облагородить" искусство боя, возражение звучит примерно так: "Но ведь не обязательно нужно применять приобретенные навыки. Можно просто ими владеть".

Однако верующему человеку известно, что такое "искушение". И очень большое искушение - именно в том, чтобы применить подобные навыки.

Что бы ни говорилось о боевых искусствах, как бы ни преподносились они в качестве "системы гармоничного развития личности", очевидный факт: личность человека они как раз-то и деформируют, причем очень определенным образом.

У спортсмена, который занимается боевыми искусствами (пусть даже это будет "традиционный" бокс или борьба), поневоле формируется то, что можно было бы назвать, по выражению известного церковного писателя архимандрита Рафаила (Карелина), "комплексом боя". Он проявляется, в частности, в том, что любую ситуацию человек начинает оценивать с точки зрения своих физических (читай - боевых) возможностей. В подходе ко всему, что раздражает, оказывается противно его воле, уже заключается некая внутренняя агрессия, базирующаяся на способности качественно ее реализовать.

Из чего состоит тренировка спортсмена-бойца? Необходимый комплекс упражнений для развития силы, гибкости, координации... А еще? Отработка защитных движений (они, впрочем, никогда не рассматриваются в отрыве от ударной или атакующей техники)… И - постановка удара. Годы уходят на то, чтобы "поставить" удар, способный "выключить", отправить в нокдаун или нокаут, наконец, убить предполагаемого противника. Если для легкоатлета кульминационным моментом является прыжок на максимальную высоту или предельное ускорение на финише, для нападающего в футболе - забитый гол, для шахматиста - поставленный сопернику мат, то для бойца - это удар, в который вложены все силы, после которого противник уже не может продолжать поединок. В таком ударе, помимо обычной человеческой (или нечеловеческой) жестокости присутствует и очевидный оккультно-мистический момент. Что, например, означает душераздирающий крик - "кия"? "Ки" - энергия, "я" - движение. Движение энергии в этом ударе... Какой энергии, чьей? Божественной? Наверное, вопрос этот излишний.

Оккультно-мистический момент вообще неотделим от занятий боевыми искусствами. Причем, даже в том случае, если они предельно освобождены от религиозного содержания, максимально приближены к спортивной дисциплине. "Ката" в каратэ - своего рода медитация в движении, такая же медитация - сосредоточение в начале и в конце тренировки. А что такое "поклонение духу школы (или учителя)", если не откровенное язычество? Что такое позы и движения, копирующие движения представителей животного мира - вплоть до перенимания каких-то поведенческих признаков?.. Но даже и там, где всего этого нет, присутствует самый дух - некая нить, связывающая между собой все боевые традиции, дух, прямо скажем, совсем не христианский. И потому невелико "положительное" отличие, к примеру, рукопашного боя от каратэ, джиу-джитсу или айкидо.

Доверие Богу... или - непротивление злу?

И все-таки, даже после всех приведенных выше рассуждений вопрос о "защищенности", о возможности "постоять за себя" для многих остается открытым. Для кого-то причина этого в гордости и самолюбии, для кого-то - все в том же страхе перед жестокой и потому пугающей действительностью, которая нас окружает.

Почему отказался от возможности "постоять за себя" преподобный Серафим? Известны его слова: "Как железо предается кузнецу, так я предал себя всецело Богу". В них - необходимое для каждого христианина доверие Богу, Его всеблагому Промыслу. Вера в то, что Господь никогда не оставляет человека, который решился исполнить Его заповедь, что без воли Его и волос с нашей головы не упадет (см.: Мф. 10, 30).

В этой вере для христианина - основа его "защищенности". Такой, какой не имеет никто, даже обладатель черного пояса и самого высокого дана по "кекусинкай-каратэ".

Но, конечно, христианство - не толстовское "непротивление злу". И есть случаи, когда даже и не ради себя, но ради других людей приходится злу противостоять. В том числе - и на физическом уровне. Однако одно - сделать это по необходимости, другое - иметь это основным содержанием жизни.

Есть и такая страшная реальность, как война. Война - всегда зло. Даже тогда, когда она освободительная. Но, по правилу святых отцов, когда предлежит два зла, необходимо иметь мужество выбрать наименьшее из них, чтобы избежать большего и избавить от него других. И на войне приходится не только убивать, но и… учиться убивать. Это действительно страшная реальность.

Но война есть война. И народ, не желающий кормить свою армию, кормит чужую. И это всегда выливается в еще большее зло. Поэтому, если христианин, отказывающийся от возможной самозащиты ради евангельской заповеди, совершает добродетель, то политики, не заботящиеся о наличии армии, способной защитить государство от внешней агрессии, народ свой предают. И, пожалуй, единственное место, где оправданы самой необходимостью и искусство рукопашного боя, и иные в полном смысле боевые искусства, - это армия и те подразделения и службы, которые несут ответственность за безопасность страны. Хотя, если человек, стоящий на страже этой безопасности, настоящий христианин, то он всегда будет относиться к своему долгу как к долгу скорбному, порожденному несовершенством нашего поврежденного грехом бытия. Потому выполненное задание, и выигранный поединок или бой, заставят не только и не столько радоваться, сколько каяться в пусть невольном, "необходимом", но все же грехе.

И еще - небольшое, но красноречивое свидетельство из жизни, так же способствующее внесению ясности в отношении поставленной проблемы. Практика свидетельствует о том, что люди, занимающиеся боевыми искусствами (в том числе и очень серьезно), в Церковь приходят. И тогда их занятия зачастую постепенно сходят на нет. Бывает и так, что начинают тренироваться в секциях восточных единоборств воцерковившиеся уже христиане. И это "напряженность" их церковной и духовной жизни обязательно снижает, если и не уводит из Церкви совсем.

Поэтому, кажется, надо прислушаться к слову апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12) и сделать правильный выбор, по крайней мере, для себя.

Иеромонах Нектарий (Морозов)

Для некоторого подтверждения осторожного, но более менее определенного (кто хочет, тот это увидит) отношения Церкви к восточным БИ на сайте архимандрита Рафаила (Карелина) ( http://karelin-r.ru ) есть следующие вопросы

04/09/2005 [17:01]

Алексей спрашивает:
Уважаемый о. Рафаил, благословите! Мой сын (6 лет) по характеру очень нежный и ранимый.Между тем в нашем городе процветает насилие. Кроме того в школах учится очень много мальчиков мусульманского вероисповедания, которые почти всегда самые спортивные, самые сильные, самые мужественные. Я, конечно, стараюсь готовить к духовному противостоянию своего сына, но, боюсь, что из-за его мягкого характера его могут смять, раздавить, в том числе и духовно. В этой связи я хочу отдать его в одну из секций боевых искусств - не для спортивных успехов, а для закалки воли и тела. Для того, чтобы противостоять хулиганам, а впоследствии стать и достойным защитником Отечества. Но что выбрать, чтобы не повредить душе? Самбо, дзюдо, каратэ кикусинкай (есть секция без японской мистики), тхеквондо, кикбоксинг (эти единоборства представлены у нас)? Очень надеюсь на Ваш совет. Прошу Ваших молитв.

Ответ архимандрита Рафаила:
Уважаемый Алексей! Всякий вид спорта в каком то отношении связан с менталитетом человека, особенно это касается восточного единоборства. Лично мне кажется, что надо сначала отдать вашего сына в секцию фехтования, которое уже определит в его характере чувство боевой чести. С практической точки зрения фехтование развивает такие свойства человека как решительность, мужество и быстроту реакций. Я думаю, что только после этого можно решить вопрос где тренироваться ему дальше. Призываю на вас и вашего сына Божие благословение.

23/03/2005 [17:00]

Александр спрашивает:
Здравствуйте. Насколько соотносится с саном священника занятие его боксом? Спаси Вас, Господи.

Ответ архимандрита Рафаила:
Уважаемый Александр! По церковным правилам священнику запрещено бить кого - нибудь, даже в виде наказания. А здесь батюшка в трусах и с перчатками на руках колотит морду невиновного человека и сам в ответ получает по носу. Если такой священник существует и знаком вам, посоветуйте переключать свою боевитость в духовную борьбу с диаволом и бить невидимого врага своей молитвой.


И еще.

Ответ для dsamersoff на вопрос:
"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".
Вот это и есть перекладывание ответсвенности - вместо того что бы просто не делать (например не пить) просить кого-то что бы он избавил от искушения (не наливал).

"Да будет воля Твоя" - это просьба к Богу помочь нам обрести свободу, просим Его помочь нам избавиться нас от власти сатаны над нами, который порабощает нашу волю привлекательностью греха. Ибо наше поврежденное грехом естество стремится к исполнению воли сатаны, но не Бога. И лишь в Промысле Божием человек обретает свободу.
"и не введи нас во искушение" - Господь не искушает и "не наливает" Искушает всегда сатана. Качество и количество икушений зависит от обращенности человека к Богу. Просьбой "не введи нас во искушение" мы просим Господа избавить нас от непомерных искушений, которые мы не сможем вынести. Ибо если бы Бог не помогал человеку в искушениях, то человек никогда не смог бы самостоятельно с ними справиться. Только Господь обращает зло сатаны в благо - единственное оружие против злобы.

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 21:43 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай_М
Я Вас, кажется, понимаю. По-моему ситуацию во многом можно объяснить примерно так. Когда карате в Советском Союзе появилось, то это была экзотика плюс умение драться, т.е. практически мечта всех мальчишек. К религии вообще и Православию, в частности, тогда особо никто не прислушивался, кроме уже давних и "прочных" прихожан.
Восточная атрибутика и загадочные ритуалы - поклоны залу, поклоны древним учителям школы, счёт на тренировках и терминология исключительно японские, занятия в полуподвалах, если повезло, то в школьных спортзалах. В общем, всё это было просто интересно, а для кого-то было очень хорошим бизнесом.
Запрет на восточные единоборства в каком-то смысле привёл к обратному результату (как всегда). Может быть число занимающихся и сократилось, но таинственности вокруг всего этого стало ещё больше. Причём зачастую в такие занятия привносилось и что-то такое, чего там отродясь не было. Это примерно как новообращённые стремятся стать "святее Римского Папы".
В годы "разгула демократии" - наоборот, всё стало разрешено, преподавай что угодно, учителей стало навалом, только учеников уже перестало на всех хватать. Где-то из этого положения стали выходить именно за счёт привлечения красивых практик, энергетик, медитаций и чего угодно ещё, лишь бы завлечь к себе учеников (и денег, соответственно), тем более, что эта дорожка была уже накатанной. И здесь не только восточные единоборства, тут уже кто только ни "отметился" с самыми невообразимыми учениями, лишь бы клиента завлечь.
А то, что в первую очередь любой спорт, любое боевое искусство, любое искусство вообще - это тяжёлая работа, так кто же об этом будет в рекламе говорить и в начале занятий сразу же требовать, разбегутся же все.
А по поводу боевых искусств вообще, Вы правильный пример, по-моему, привели о том, что "если ружьё висит на стене, то оно должно выстрелить", неважно в последнем акте или раньше, но обязательно выстрелит, если не заниматься отдельно психологической и даже мировоззренческой подготовкой. Это могут быть у японцев методики медитации, концентрации, умения себя контролировать, поддерживать равновесие инь-ян; техник может быть много. Для православного человека способ такой подготовки очевиден - молитва.
Я не призываю к тому, чтобы на занятиях по карате, например, ученики молились хором, всё же это спортзал, а не церковь, но иметь в виду для себя подобную практику (в Храме, дома или на улице, неважно) необходимо.

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 21:43 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

Вот мои мысли и новые вопросы пока по некоторым Вашим ответам.

4. Ценности, провозглашенные в Нагорной проповеди Христа, очевидны для христианина, но отнюдь не очевидны для, например, западноевропейской цивилизации и туземцев Новой Зеландии. Они могут быть абсолютными и истинными, но универсальными и общечеловеческими их может сделать только вера в Христа. Думаю, что всеобщая вера в Христа маловероятна по словам самого же Христа: много званных, но мало избранных.

5. Здесь немного непонятно. Если БИ вносит в душу разлад - зачем ими заниматься. Или я не понял Вашу мысль.

6. Боюсь, что сознательное копирование ритуалов для христианина не менее, а даже более опасно, чем слепое. Пока не могу аргументировать. Исхожу именно из понятия "сознательности". Сознательный грех всегда тяжелее. Осталось понять, является ли грехом такое копирование.

9. Скажите, ведь в карате есть какие-то стойки или как они правильно называются? Есть определенные виды кулаков, сложения пальцев - или нет? А если есть, разве это изначально не какие-то мудры, имеющие не только философский, но и энергетический аспект? Хотелось бы уточнить: разве "ци" - есть в современном понимании биоэлектрическая активность организма? Где этому есть подтверждения? Разве это не энергия идеального плана, не материального, а духовного? Кстати, восточное "тонкое" и православное "духовное" - не одно и то же?

Да, и Вы не знаете, какова антропология в восточной традиции? Какова человеческая "структура"? Например, вкратце с точки зрения христианства, человек имеет тело, душу и дух, являющийся неотъемлемой частью души.

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 22:08 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

"Для православного человека способ такой подготовки очевиден - молитва"

Александр, не знаю почему, но почему-то мне кажется, может и интуитивно, а может и исходя из опыта, молитва будет уместна и может помочь только в определенных условиях. В занятиях же единоборствами ради самих единоборств (получения поясов, выигрывания чемпионатов и для прочих низменных целей) молитва может быть даже лицемерной.

Конечно, православный человек должен стремиться к постоянной молитве. Ответьте мне в связи с этим на вопрос: можете ли Вы искренне молиться во время тренировок? Скажется ли это на их эффективности? На Вашей способности побеждать? Если Вы не знаете - попробуйте. Это будет своего рода критерием. Хотя, возможно, я здесь и не прав.

Я не призываю к тому, чтобы на занятиях по карате, например, ученики молились хором, всё же это спортзал, а не церковь

Учитывая вышесказанное, а почему бы и нет? Вся жизнь проходит перед лицом Бога, и наша обязанность об этом не забывать ни на минуту. И только с Божией помощью любое начинание может быть завершено в воле Божией. Для того и нужно перед каждым делом просить Господа о помощи, в русле Его Святой воли, и заканчивать каждое дело с благодарением, несмотря на результат. Ибо любой результат - воля Божья. Эти обращения к Богу есть ничто иное, как молитва.

И насчет крестиков: для христиан это действительно важный и принципиальный вопрос.

Николай_М
Участник
отправлено 26-02-2006 22:44 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m

"в первую очередь любой спорт, любое боевое искусство, любое искусство вообще - это тяжёлая работа"

С этим никто не спорит. Вопрос в том, насколько эти занятия богоугодны и душеполезны - христианин ко всему должен подходить с сотериологической точки зрения.

"В годы "разгула демократии" - наоборот, всё стало разрешено, преподавай что угодно, учителей стало навалом, только учеников уже перестало на всех хватать. Где-то из этого положения стали выходить именно за счёт привлечения красивых практик, энергетик, медитаций и чего угодно ещё, лишь бы завлечь к себе учеников (и денег, соответственно), тем более, что эта дорожка была уже накатанной. И здесь не только восточные единоборства, тут уже кто только ни "отметился" с самыми невообразимыми учениями, лишь бы клиента завлечь."

Честно сказать, я, наверное тупой, но я не понял к чему Вы сказали эти и все, что были перед этими, слова? Для того, чтобы объяснить, что среди ныне преподающих многообразных учителей восточных БИ в России лишь горстка истинных последователей настоящей традиции? Мы с этим абсолютно согласны. Но ведь выдаются все эти сурогаты под ярлыком "восточных БИ"? И где гарантия, что они не могут нанести вред душе с их извращенным пониманием не только ритуалов, но и их смысла?

С другой стороны, Вы, надеюсь, не хотели сказать, что возникновение и существование традиционных восточных БИ не было неразрывно связано с восточной культурой и мистикой? И здесь совершенно нет никакой гарантии их безвредности для души. Или я опять не прав?

alex-m
Новичок
отправлено 26-02-2006 23:51 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай_М
Думаю, что не смогу чётко ответить на все Ваши вопросы, т.к. и для меня не всё очевидно в тех же восточных единоборствах, недаром старые мастера занимались ими всю жизнь и постоянно учились чему-то для себя новому. Чему именно я знать не могу. Могу только попытаться сказать о своём представлении на сегодняшний день.

По поводу общечеловеческих ценностей в буддизме есть постулат - не причинять вреда ничему живому. Разумеется, это недостижимо, но в чём-то перекликается с христианскими заповедями, многие из которых достичь в земной жизни под силу лишь святым.
Разлад в душу боевые искусства, конечно, вносят (я намеренно не делю их сейчас на восточные и западные). По сути всё это умение воина, а война вообще должна быть противна человеческой душе, но в реальности мы не можем войны в Мире отменить усилием воли. Не заглядывая глубоко в прошлое, можно вспомнить афганскую и чеченскую войны и глубокие последствия для души участвовавших в этих войнах. Боевые искусства на уровне спорта или образа жизни, чем они становятся для многих, занимающихся этим, можно рассматривать, как небольшую модель войны для отдельного человека и, конечно, такие занятия обязательно требуют компенсации для души человека, духовной составляющей кроме обычной техники. В общем-то примерно то же самое можно сказать и об обычной службе в армии, если это становится профессией (да и не только).
О сознательном копировании ритуалов я говорил в том смысле, что человек может, в конце концов, выбрать для себя и другую религию, кроме Православия. Я не могу поверить в то, что всем, исповедующим не христианские религии однозначно предназначено гореть в аду. По-моему, здесь должно быть несколько сложнее, но это как раз тот вопрос, на который я не могу знать ответа, будущее от нас скрыто.
Стойки и складывание кулака в карате - это элементарные по сути вещи, которые учат правильному (наиболее выгодному для удара или защиты) распределению веса и то же со складыванием кулака или ладони, которые в первую очередь направлены на исключение травм от собственных неумелых действий. Непосредственно в поединке стоек нет, там всё должно быть динамично и думать о распределении веса на ноги уже нет времени и возможности.
В вопросе о восточном "тонком" и православном "духовном" я не смогу определённо сказать одно это или нет. Скорее всего нет, но общие моменты обязательно должны быть, т.к. это реальные свойства человеческой природы. Определения в Православии и на Востоке, конечно, будут разными и в деталях этих определений я стремительно запутаюсь. Границу между материальным и духовным становится провести всё труднее. Одно, я думаю, здесь точно будет разниться - это то, что на Востоке не углубляются слишком далеко в сферу божественной силы, а привыкли рассуждать в терминах человеческих возможностей.
"Структура" человека тоже на словах будет отличаться - тело, тело обладает физической и "энергетической" (ци) составляющими силы и дух, управляющий этими составляющими. Как объясняется природа всех этих тонких составляющих я просто не знаю (когда-то давно пытался сам в этом разобраться и успешно запутался).

О молитве я думаю примерно то же. Молитва должна быть обращена к ценностям, не имеющим особого значения в "суетных" делах. Думаю, что как раз поэтому молитвы, направленные на спортивные достижения, повышения по службе, получение премии для поездки в отпуск будут пустым сотрясанием воздуха, а может быть и наоборот повредят в том, о чём человек просит. Это не область молитвы.
Молитва может помочь в настрое на какую-то работу (общеизвестное "Господи, благослови"), а дальше - уже сам. Молиться во время тренировки я не могу, могу, как уже сказал, только попросить благословения на удачную работу в этой тренировке, например. Но я и во многих других ситуациях молиться не могу. Постоянная молитва для меня пока только знание разумом, не подтверждённое своим опытом.
Может быть общая молитва перед тренировкой, как впрочем и перед любым делом, действительно, полезна, однако, я думаю, что она возможна в случае, если в зале все исповедуют одну религию (Православие), если же нет, то лучше ограничиться коротким "Господи, благослови", всё равно в этих словах всё необходимое есть.
Я знаю, что вопрос о крестиках для христиан важен, но здесь я пока не могу для себя однозначно решить как это должно быть на тренировках. Возможно надо будет спросить у священника и даже не у одного, т.к. опасность пораниться действительно есть. Она небольшая, статистический процент совсем невысок, но совсем не учитывать этого, на мой взгляд, нельзя, особенно, когда речь идёт о детях.

А что касается истинных и не истинных восточных боевых искусств, то, по-моему, здесь всё довольно просто. Если человека с начала начинают учить именно правильным стойкам, передвижениям, умению чувствовать своё тело, как нечто единое, а не руки отдельно, ноги отдельно, - то здесь всё правильно и заниматься этим вполне можно (ну с оглядкой, конечно, на отношение конкретного учителя к Православию, если оно стоит во главе угла.
А если сразу же начинаются разговоры об управлении внутренней энергией и возможностях поражения противника на расстоянии силой взгляда или я уж не знаю чего ещё, то от таких занятий толку не будет. Выброшенные деньги и мусор в голове, который потом ещё и вычищать придётся.

Иринa
Участник
отправлено 27-02-2006 00:32 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай_М и alex-m
Простите, что вмешивaюсь в вaш рaзговор.
Из прaктики знaю, что многие известные священники и сaми зaнимaлись спортом (нaпример боксом) и других нa это блaгословляли. Многим ли отличaются т.н. "восточные единоборствa", если относиться к ним, кaк к зaнятиям физическими упрaжнениями, т.е. кaк к тому же боксу, нaпример.
Было время, когдa и мы, с блaгословения приходского священникa, отдaвaли детей во всевозможные спортивные клубы, в том числе и кaрaте(по той простой причине, что девочки боксом не зaнимaются, a детки нaши - погодки/мaльчик и девочкa/)Я присутствовaлa нa aбсолютно всех зaнятиях и, признaюсь, что кроме физических упрaжнений, преподaвaемых иным дисциплинaрным методом, мои дети ничем не зaнимaлись.

Вот Николай_М пишет: не знаю почему, но почему-то мне кажется, может и интуитивно, а может и исходя из опыта, молитва будет уместна и может помочь только в определенных условиях. В занятиях же единоборствами ради самих единоборств (получения поясов, выигрывания чемпионатов и для прочих низменных целей) молитва может быть даже лицемерной.
Но если зaнимaются дети, то для них это большой труд и рaдость, поэтому лицемерно они не молятся(дети вообще лицемерно не молятся), a у взрослого человекa лицемерие - чaсть существовaния, оно может быть везде, не только в спортзaле.
Но если уж зaнимaешься кaким делом, то нaдо его делaть хорошо, a тут без Божей помощи не обойдешься. Знaчит нaдо молиться. Не прaвило вычитывaть, a Богa просить о помощи.


Я не призываю к тому, чтобы на занятиях по карате, например, ученики молились хором, всё же это спортзал, а не церковь
И не теaтр! К чему все это? Одно дело в Прaвослaвной школе, нaпример, всякое зaнятие нaчинaется с молитвы, a другое - в совершенно других условиях. Прaвослaвныы тренер может с деткaми поговорить и подскaзaть, что тaк хорошо нaчинaть всякое дело, но "Нa молитву стройся..." может лишь отврaтить ребенкa от нее или вызвaть пренебрежительное, неблaгоговейное отношение.

И последнее: насчет крестиков
Совершенно верно, что для христиан это действительно важный и принципиальный вопрос. Поэтому(!) рaзумнaя мaмaшa, понимaя, что нa цепочке или веревочке крестик во время тренировки носить опaстно (мы злa своим детям не желaем), a снимaть его христиaнaм не положено, может зaрaнее ппришить к форме мaленький кормaнчик, в который КРЕСТ клaдется во время зaнятий (нaходясь нa ребенке), a после тренировки сновa нaдевaется нa шею. Вы же 40-a дневному млaденцу срaзу после крещения не нaдевaете цепочки или веревочки с крестом, понимaя, что это опaсно...

Иринa
Участник
отправлено 27-02-2006 00:42 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m
в буддизме есть постулат - не причинять вреда ничему живому. Разумеется, это недостижимо, но в чём-то перекликается с христианскими заповедями,
Дa не перекликaется это, a лишь внешне походит. В буддизме это сaмоцель, a в Христиaнстве - продукт Истинной Любви.

По сути всё это умение воина, а война вообще должна быть противна человеческой душе,
Противно-то противно, но вспомним святых воинов Алексaндрa Невского, Дмитрия Донского, Илью Муромцa... Без их военного мaсерствa не бывaть России!

А если сразу же начинаются разговоры об управлении внутренней энергией и возможностях поражения противника на расстоянии силой взгляда или я уж не знаю чего ещё, то от таких занятий толку не будет. Выброшенные деньги и мусор в голове, который потом ещё и вычищать придётся.
Совершенно прaвильно!

alex-m
Новичок
отправлено 27-02-2006 01:42 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Николай_М
Перечитал разговор и заметил, что забыл ответить на вопрос - что такое додзё? В буквальном переводе додзё - это место, где изучается путь. Причём путь "до" на Востоке употребляется в разных смыслах - путь воина, путь строителя, путь врача, и это не просто работа за зарплату, а дело всей жизни.

Ирина
Вы, безусловно правы, что и священники спортом занимались (и боксом, и борьбой) и в том, что при соответствующем подходе бокс будет выглядеть как те же восточные единоборства (или наоборот). Высокое мастерство человека в своём деле всегда кажется немножечко чудом, а суть единоборств так или иначе одна.
И по поводу молитвы мне всё же тоже думается, что православная школа и спортзал вещи разные, а молитва в очень многих случаях - дело интимное (может быть лучше сказать - сокровенное).

alex-m
Новичок
отправлено 27-02-2006 02:05 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

Уважаемые участники форума!
Позволю и я себе один вопрос, чтобы лучше понимать друг друга.
Какую медитацию запрещает Православие? В переводе с латинского языка медитация - это всего-навсего размышление. Ведь не думать же запрещает Православная Вера?

Иринa
Участник
отправлено 27-02-2006 03:28 ПрофайлРедактироватьE-MailIP

alex-m
Какую медитацию запрещает Православие? В переводе с латинского языка медитация - это всего-навсего размышление. Ведь не думать же запрещает Православная Вера?
Мне всегдa до боли обидно зa нaш великий русский язык...
Рaзмыщлять о величии Богa, его милосердии, крaсоте Божественного творения, Крестовых стрaдaниях Его, Любви бесконечной...... нaм не только не зaпрещено, но и рекомендуется.
Ну a что тaкое "медитaция", я хоть и живу большую чaсть жизни в зaпaдной цивилизaции и говорю(точнее уже - говорилa) свободно нa нескольких европейских языкaх, понять не могу... И еще, не пойму, отчего русскому человеку непременно нужно вырaжaться этaкими инострaннными словечкaми, неужели для того, что бы имнее выглядеть?
Честное слово, обидно!

Эта тема длиной в 24 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24
Все время MSK
версия для печати | следующая тема | предыдущая тема
Функции модератора:  Закрыть тему | Перенести/Архивировать | Удалить тему | Переименовать  
Создать тему  Ответить
Переход к форуму:

Ваш ответ:

Код UBB

Правила преобразования из транслита

ИмяПарольЗначок
 

E-Mail | Газета БЛАГОВЕСТ

© www.cofe.ru

Powered by Infopop
Ultimate Bulletin Board 5.47e