Мшелоимство, скверноприбытчество...


В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи - мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
   Людмила
  
   Оба эти греха связаны с обогащением,  накоплением материальных ценностей.
   Скверноприбытчество, (скверное приобретение) - это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся  домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 - 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
   Мшелоимство - это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
   Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» - прибыль (Толковый словарь В. Даля).
   Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
   Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
   Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше - хотеть книгу или вожделевать Христа»?
   Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить,  что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех - и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.

поделиться
Иеромонах Серафим (Калугин),
г. Астрахань.
28.01.2005

Отзывы

20.07.2012 23:27

Ольга

"путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского."после этих слов мне стал более понятен путь Православного. Спасибо! Все мы корыстолюбивы, как жаль! Надо учиться отказываться от лишнего.
28.06.2011 20:34

михаил

Спасибо, узнаю себя во всём. Горько.
19.04.2011 03:02

Мария

При слове мшелоимство на ум приходят образы замшелого пня и гниющих "богатств" Гобсека.
Я знаю за собой страсть к накоплению вещей и неспособность что-либо выбросить, а потому я наиболее благодарна за приведенные здесь слова Паисия Святогорца. Они не только наиболее подробно объясняют почему накопительство грех, но и дают дополнительную мотивацию. Теперь в трудном решении отказаться от лишнего я подумаю: "Почему эта вещь должна пленять частичку моего сердца?"
Спасибо!
16.03.2011 16:08

сергей

мшелоимство от сл. "мшъ-елъ"= прибыль (Полный ц-сл. словарь, прот.Г.Дьяченко), у В.Даля, Толковый словарь - "мшель" = мзда, корысть.
25.01.2011 20:24

алена

больно спасибо.хорошая статья.я все не могла никак понять что жн это такое.теперь понимаю.и о прибытчестве уменя было совсем другое пердставление.большое спасибо,очень доступно и понятно изложено.

Оставьте свой отзыв

Имя *
E-mail
+ =
Оценка: * 
 


Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru