Focke-Wulf (Фокке-Вульф) Fw 190

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Проектирование самолета Фокке-Вульф 190 началось летом 1938 г. Курт Танк предложил два варианта: один самолет был оснащен двигателем Даймлер-Бенц (Daimler-Benz) DB 601 с жидкостным охлаждением, а другой - новым по тем временам звездообразным двигателем БМВ (BMW) 139 с воздушным охлаждением, который в итоге и был выбран. Опытный самолет Fw 190V-1 был свободнонесущим низкопланом и имел крыло с работающей обшивкой. Его первый полет состоялся 1 июля 1939г. Второй самолет, Fw 190V-2, поднялся в воздух в октябре 1939 года. Он был вооружен двумя 13-мм (0,51 дюйма) пулеметами MG 131 и двумя пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм (0,31 дюйма). Обе машины были оснащены большими обтекателями втулки воздушного винта, но позже они были заменены на обтекатели NACA. Перед тем, как второй опытный самолет совершил свой первый полет, было принято решение заменить двигатель БМВ 139 на более мощный, но и более длинный и тяжелый мотор БМВ 801. Это потребовало большого количества серьезных изменений, включая прочностное усиление конструкции и перенос кабины ближе к хвостовой части фюзеляжа. Последнее изменение решало проблемы центровки и устраняло дискомфорт экипажа от шума и перегрева кабины вследствие близкого расположения двигателя. Третий и четвертый опытные самолеты не были завершены, а самолет Fw 190 V5 с новым двигателем был построен в начале 1940г. В конце этого года на самолет было установлено новое крыло. Первоначальный его размах был увеличен на 1 м (3 фута 3,5 дюйма). Хотя скорость Fw 190 V5g стала на 10 км/час (6 миль/час) ниже, он был более маневренным и превосходил вариант с крылом меньшего размаха, получивший обозначение Fw 190 V5k. Из партии предсерийных Fw 190-A-0 первые семь машин имели крыло, как у первоначальной модели, а остальные - крыло большего размаха. Первое боевое подразделение было укомплектовано этими самолетами в августе 1941г. Всего было построено около 20000 самолетов.

ВАРИАНТЫ
Fw 190A-1: было заказано 100 самолетов, оснащенных звездообразным двигателем БМВ (BMW) 801C-1 мощностью 1238 кВт (1660 л.с.), крылом большого размаха и рацией FuG 7a. Вооружение - четыре пулемета MG 17 калибра 7,92 мм (0,31 дюйма). Fw 190A-2: после установки на опытный самолет двух пулеметов MG 17 в фюзеляже над двигателем и двух 20-мм пушек MG FF в корневой части крыла появился данный вариант, часто добавлялись два пулемета MG 17 в консолях крыла. Был использован усовершенствованный двигатель БМВ 801С-2. Fw 190A-3: в этом варианте пушки MG FF были перемещены ближе к концам крыла, а на их место поставили более скорострельные пушки MG 151. Самолет был выпущен осенью 1941г. и оснащен двигателем БМВ 801Dg мощностью 1342 кВт (1800 л.с.). Среди его модификаций были самолеты Fw 190A-3/U1 и Fw 190A-3/U3, предназначенные для непосредственной авиационной поддержки, и истребитель-разведчик Fw 190A-3/U4. На этих модификациях обычно удалялись пушки MG FF и дополнительно ставились фотокамеры Rb 12 или бомбодержатели ЕТС 500. Fw 190A-4: поставки этого варианта начались летом 1942г. На нем устанавливалась радиостанция FuG 16Z и закрепленная на киле радиоантенна. Он был оснащен двигателем БМВ 801D-2 с системой впрыска водно-метаноловой смеси MW-50 для кратковременного увеличения мощности до 1566 кВт (2100 л.с.), что давало увеличение скорости до 670 км/час (416 миль/час) на высоте 6400 м (21000 футов). Самолет Fw 190A-4/Троп (Trop) имел фильтры, позволявшие эксплуатировать его на Средиземноморье. Под фюзеляжем он нес 250-кг (551-фунтовую) бомбу. Впрыск смеси MW-50 на модели Fw 190A-4/R6 отсутствовал. Этот вариант мог нести под крыльями две 210-мм (8,27 дюйма) ракетные пусковые установки WGr.21. В случае установки только двух пушек MG 151 вариант Fw 190A-4/U8 мог нести сбрасываемый бак емкостью 300 л под каждым крылом и 500-кг бомбу (1102 фунта) под фюзеляжем. Fw 190A-5: появился в начале 1943г.; был оснащен новой моторамой, которая позволила передвинуть двигатель почти на 15 см (6 дюймов) вперед. Вариантами Fw 190A-5 были ночной истребитель Fw 190A-5/U2 с оборудованием для гашения пламени выхлопа, двумя пушками MG 151/20, подфюзеляжным бомбодержателем ЕТС 501 и двумя сбрасываемыми баками емкостью 300 л; подобный ему вариант Fw 190A-5/U3 мог нести 500-кг (1102 фунта) бомбу под фюзеляжем и две 115-кг (254 фунта) бомбы под крыльями; для выполнения разведывательных операций на модели Fw 190A-5/U4 были установлены две фотокамеры Rb 12. Истребительно-бомбардировочными вариантами были самолет Fw 190A-5/U6 и модель с большой дальностью полета Fw 190A-5/U8; самолет Fw 190A-5/U11 для поддержки наземных войск, на котором были установлены 30-мм пушки MK 103 под каждым крылом; самолет Fw 190A-5/U12 имел несъемное вооружение из двух пушек MG 151/20 и двух пулеметов MG 17, а также два контейнера WB 151A, каждый с пушкой MG 151/20. Торпедоносцы были способны брать на борт торпеду LT F5b или LT 950 и получили обозначение соответственно Fw 190A-5/U14 и Fw 190A-5/U15. 30-мм пушка MK 108 в консоли крыла была принята в качестве стандартной для модели Fw 190A-5/U16. Fw 190A-6: разработанный на базе экспериментальной модели Fw 190A-5/U10 и построенный в июне 1943г., обладал новым облегченным крылом, в котором можно было установить четыре пушки MG 151/20 калибра 20 мм. Самолет Fw 190A-6/R1 имел шесть пушек MG 151/20 калибра 20 мм, самолет Fw 190A-6/R2 - пушку MK 108 калибра 30 мм, установленную в консолях крыльев, а самолет Fw 190A-6/R3 - две пушки MK 103, установленные под крыльями. Вариант Fw 190A-6/R6 мог нести ракетные установки WGr.21. Fw 190A-7: был запущен в производство в декабре 1943г. и был подобным самолету Fw 190A-6, но пулеметы MG 17 калибра 7,92 мм (0,31 дюйма), установленные на двигателе, были заменены на пулеметы MG 131 калибра 13 мм (0,51 дюйма). Fw 190A-8: в этой базовой модели емкость внутреннего топливного бака была увеличена на 114 л. Варианты этой модели были подобны вариантам модели Fw 190A-6. Также были выпущены самолеты Fw 190A-8/R7 с бронированной кабиной и всепогодный истребитель Fw 190A-8/R11 с обогреваемым фонарем кабины и радионавигационным оборудованием PKS 12. Первый полет двухместного учебного самолета Fw 190A-8/U1 состоялся 23 января 1944г., а самолет Fw 190A-8/U3 стал управляющей частью составного аппарата Мистел (Mistel) Fw 190/Ta 154. Fw 190B: в соответствии с программой улучшения высотных характеристик были подвергнуты различным модификациям три самолета Fw 190A-1. На первый (Fw 190 V13) из них было установлено крыло увеличенной площади и герметичная кабина, а его двигатель БМВ 801D-2 обладал системой GM-1 кратковременного увеличения мощности. Два других самолета (Fw 190 V16 и Fw 190 V18) были похожи на первый, но имели стандартное крыло и были вооружены двумя пулеметами MG 17 и двумя пушками MG 151/20. Дальнейшая разработка этого типа была продолжена на модели Fw 190C. Fw 190C: небольшое количество этих опытных самолетов было построено с двигателями Даймлер Бенц DB 603 мощностью 1304 кВт (1750 л.с.), с турбонагнетателями TK 11 или Хирт (Hirth) 2281 компании DVL, установленными в больших подфюзеляжных обтекателях. Разработка была прервана. Fw 190D-9: в конце 1943г. несколько самолетов Fw 190A-7 были модифицированы установкой двигателей Юнкерс Юмо (Junkers Jumo) 213А и получили обозначение Fw 190D-0. Они являлись опытными образцами для модели Fw 190D-9. Увеличены задняя часть на 0,5 м (1 фут 7,75 дюйма) и площадь киля. Fw 190D-9 был вооружен двумя пушками MG 151/20, установленными в крыльях, и двумя пулеметами MG 131, установленными над двигателем. Самолет имел систему впрыска водно-метаноловой смеси MW 50 для кратковременного увеличения мощности до 1670 кВт (2240 л.с.). Он мог нести на подкрыльных держателях сбрасываемый бак емкостью 300 л или 250-кг (551 фунт) бомбу. Самолеты поздних выпусков оснащались куполообразным фонарем кабины. Fw 190D-10: два планера самолета Fw 190D-9 с двигателями Юмо 213C были преобразованы в этот стандарт. 30-мм пушка МК 108, стреляющая через кок винта, заменила два пулемета MG 131. Fw 190D-11: семь опытных самолетов с двигателем Юмо 213F, с двумя пушками MG 151/20 в корневой части крыла и двумя пушками MK 108 в консолях крыла. Fw 190D-12: штурмовой вариант самолета с установленной на двигателе пушкой МК 108 и двумя пушками MG 151/20 в крыльях, а также с дополнительным бронированием двигателя. Fw 190D-13: аналог Fw 190D-12, но с пушкой MG 151/20 вместо МК 108. Fw 190E: вариант разведчика-истребителя. Разработка была прервана. Fw 190F-1: предшествующий варианту Fw 190D и разработанный в начале 1943г. как штурмовик, имел в основе конструкцию варианта Fw 190A-4 с дополнительным бронированием двигателя и кабины. С самолета были сняты 20-мм пушки в консолях крыла и установлены бомбодержатели ЕТС 501 под фюзеляжем. Fw 190F-2: имел в основе Fw 190A-5, но на нем был установлен куполообразный фонарь кабины. Fw 190F-3: модифицированный из планера самолета Fw 190A-6, он мог нести сбрасываемый топливный бак емкостью 300 л или 250-кг (551 фунт) бомбу под фюзеляжем, а в вариантах Fw 190F-3/R1 и Fw 190F-3/R3 под крыльями были закреплены четыре бомбодержателя ЕТС 50 или две 30-мм пушки МК 103. Fw 190F-8: был основан на модели Fw 190A-8, но имел два 13-мм (0,51 дюйма) пулемета MG 131, смонтированных на двигателе, и четыре бомбодержателя ЕТС 50. Варианты Fw 190F-8/U2 и Fw 190F-8/U3 оснащались бомбоприцелом TSA для атаки кораблей и, соответственно, либо 700-кг (1543 фунта) торпедой BТ 700, либо 1400-кг (3086 фунтов) торпедой ВТ 1400. Fw 190F-9: подобен Fw 190F-8, но оснащен двигателем БМВ 801 TS/TH. Появился в середине 1944г. Fw 190G-1: истребитель-бомбардировщик, производный от варианта Fw 190A-5. Мог нести 1800-кг (3968 фунтов) бомбу, для чего потребовалось усиленное шасси. Вооружение, устанавливаемое в крыле, было уменьшено до двух пушек MG 151/20. На подкрыльных подвесках фирмы Юнкерс могли подвешиваться два сбрасываемых топливных бака емкостью по 300 л. Fw 190G-2: подобный Fw 190G-1, но с держателями компании Мессершмитт для сбрасываемых баков. Fw 190G-3: появился в конце лета 1943г. и был оснащен держателями компании Фокке-Вульф и автопилотом PKS 11. Fw 190G-8: заключительный серийный вариант самолетов серии G, объединяющий в себе модификации модели Fw 190A-8 и оснащенный двигателем БМВ 801D-2 мощностью 1342 кВт (1800 л.с.).

Тип: одноместный истребитель/ истребитель- бомбардировщик.

Силовая установка: один 12-цилиндровый поршневой двигатель Юнкерс Юмо 213А-1 мощностью 1324 кВт (1776 л.с.) с расположением цилиндров в форме перевернутой V.

Летные данные: максимальная скорость на высоте 6600 м (21655 футов) 685 км/час (426 миль/час); набор высоты 6000 м (19685 футов) за 7 минут 6 секунд; практический потолок 12000 м (39370 футов); дальность полета 835 км (519 миль).

Веса: пустого - 3490 кг (7694 фунтов); максимальный взлетный 4840 кг (10670 фунтов).

Размеры: размах крыла 10,5 м (34 фута 5,5 дюйма); длина самолета 10,2 м (33 фута 5,5 дюйма); высота 3,35 м (11 футов); площадь крыла 18,3 кв. м (196,99 кв. фута).

Вооружение: два пулемета MG 131 калибра 13 мм (0,51 дюйма) и две 20-мм пушки MG 151; одна 500-кг (1102 фунта) бомба SC500.

 


Copyright © Fedoroff Corp.