Dornier Do J Wal and Do Super Wal (Дорнье Do J Валь и Do Супер Валь)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Из всех самолетов, спроектированных компанией Дорнье в начале 1920-х гг., самым важным был Дорнье Do J Валь (Whale - кит), так как он на многие годы стал образцом для конструкторов летающих лодок и оказался самой совершенной и удачной летающей лодкой 20-х и начала 30-х гг. По бокам широкого цельнометаллического корпуса с двумя реданами находились спонсоны аэродинамического профиля, придававшие самолету устойчивость на воде. Над спонсонами было установлено подкосное нетрапециевидное крыло по схеме парасоль; хвостовая часть фюзеляжа была отогнута вверх, на ней, на расчалках, устанавливалось обычное хвостовое оперение. Силовая установка состояла из двух двигателей тандемной компоновки, установленных над центропланом и вращавших тянущий и толкающий винты. Места для пассажиров и груза внутри просторного корпуса могли размещаться в зависимости от военного или гражданского назначения самолета. Первый и второй пилоты сидели рядом в креслах, находившихся в носовой кабине. За спиной у пилотов находились отсеки штурмана и связиста и еще оставалось немало места для грузов, почты или пассажиров. Первый полет опытного образца состоялся в ноябре 1922г. Этот экземпляр и первые серийные самолеты были построены компанией Социета ди Коструциони Меканиче ди Пиза (Societa di Costruzioni Meccaniche di Pisa), которая находилась в Италии и была основана там компанией Дорнье для постройки летающих лодок. Так приходилось поступать из-за действовавшего в то время запрета строить в Германии самолеты этого класса. Летающие лодки строились также в Японии, Нидерландах, Испании и Швейцарии. С 1933г. открылось местное производство во Фридрихсхафене. Предприятие в Италии построило в 1924-25 гг. несколько летающих лодок Валь для ВМФ Испании. Они были оснащены двигателями Роллс-Ройс Игл (Rolls-Royce Eagle) IX мощностью по 268 кВт (360 л.с.) Грузоподъемность летающей лодки Валь с двигателями Роллс-Ройс Игл была убедительно продемонстрирована в феврале 1925г., когда было установлено 20 мировых рекордов для самолетов этого класса. Величина рекордных грузов составляла от 250 до 2000 кг (551 - 4409 фунтов). В том же году норвежский исследователь Роальд Амундсен приобрел два самолета Валь для стартовавшей со Шпицбергена экспедиции к Северному полюсу. Один из этих самолетов (N-24) был потерян в паковых льдах, но второй (N-25) в июне 1926г. вернулся на Шпицберген после ремонта, предпринятого в самых тяжелых условиях. Самолеты Валь сыграли заметную роль в кругосветном перелете, состоявшемся в 1932г. К этому времени компания Люфтганза, планировавшая открыть доставку почты в Южную Америку по воздуху, приняла решение об использовании для этой цели хорошо зарекомендовавшего себя самолета Валь и грузового судна, специально переоборудованного под плавучую базу для дозаправки самолетов топливом. Первое из таких судов, "Вестфалия", могло поднимать самолет на борт, дозаправлять его и запускать при помощи паровой катапульты. В течение 1933г. проходили пробные полеты, а первый рейсовый полет из Германии в Южную Америку начался 3 февраля 1934г. Об успехе этого полета можно судить по тому, что маршрут, первоначально рассчитанный на две недели, был преодолен за неполных 4 дня и вскоре стал еженедельным. До прекращения производства в середине 30-х годов было построено около 300 самолетов Валь, но уже в то время, кроме него, существовал самолет Do R Супер Валь (Super Wal). Первый полет первого Do R2 состоялся в сентябре 1926г., и вслед за этим во Фридрихсхафене началось их серийное производство. Самолет Супер Валь имел крыло большего размаха и более длинный корпус, две кабины на 19 пассажиров и управлялся экипажем из 4 человек. Он получил в общих чертах ту же компоновку, что и Валь, был оснащен двумя двигателями Роллс-Ройс Кондор (Rolls-Royce Condor) мощностью по 485 кВт (650 л.с.) тандемной компоновки. Модель Do R4 имела уже четыре двигателя Юпитер (Jupiter) компании Сименс (Siemens), которые тоже компоновались в тандемы и обеспечивали увеличение общего веса и скорости самолета соответственно на 33% и 16%. Самолеты Супер Валь строились по лицензии в ряде стран; они успешно эксплуатировались во многих авиакомпаниях, в том числе, конечно, в германской компании Люфтганза. В 1934г. серия Валь получила обозначение Do 15.

Тип: четырехмоторная коммерческая летающая лодка.

Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Бристоль Юпитер (Bristol Jupiter) фирмы Сименс мощностью по 391 кВт (525 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 210 км/ч (130 миль/час), крейсерская скорость 180 км/ч (112 миль/час), дальность полета 2000 км (1243 мили).

Веса: пустого снаряженного - 9850 кг (21716 фунтов), максимальный взлетный 14000 кг (30864 фунта).

Размеры: размах крыла 28,6 м (93 фута 10 дюймов), длина самолета 24,6 м (80 футов 8,5 дюймов), высота 6 м (19 футов 8 дюймов), площадь крыла 137 кв. м (1474,7 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.