Фотограф щелкает - и «птичка» вылетает


Сегодня фотоснимком не удивишь абсолютно никого. А век назад визит к фотографу был историческим событием. Естественно, в масштабах отдельно взятой семьи. Хотя самарцы, надо сказать, фотографироваться любили и мастерам светописи работы хватало. Об этом «Яблоку» поведал Л. В. Едидович. Человек, очень известный в среде краеведов и коллекционеров, он собирает и хранит уникальные снимки, многие из которых сделаны более ста лет назад.



Своими фотографами Самара славилась. Одним из самых популярных был, конечно, Михайлов. Художник, он и свои фотографии превращал в истинные произведения искусства. Уж если ему заказывали, к примеру, фотоальбомы по случаю окончания гимназии, то он очень удачно «вписывал» в них собственные открытки с видами Самары, Волги, а портреты гимназисток-выпускниц украшал, к примеру, веточками ландыша.

Каждый фотограф старался оригинально оформить не только «лицо» снимка, но и так называемое паспарту - картонную рамку или подклейку. И на их обратной стороне, кроме фамилии владельца ателье, непременно указывались награды, регалии и знаки отличия самого фотографа.

Кстати, на многих паспарту значилось, что при желании клиента портрет может быть выполнен в натуральную величину. Негативы же хранились десять лет, и всегда, при желании, можно было сделать отпечаток, на котором вы гораздо моложе и привлекательнее, чем сегодня, чтобы, к примеру, пустить пыль в глаза какому-нибудь жениху по переписке...

Что касается размеров снимка, то портрет в натуральную величину не был пределом. Как поведал Л. Едидович, в 1886 году городская Дума заказала фотографу А. Васильеву видовую фотографию Самары размером 3х4 метра. Ею был украшен летний зал Струковского сада, где проходил обед в честь 300-летия Самары. Цейсовская оптика, великолепное немецкое фотооборудование давали возможность делать такие снимки очень качественными.

«Кстати, Ясвоин - рассказывает Леонид Валентинович, - был фотографом Ее Императорского Величества. В Самару он переехал из Санкт-Петербурга уже будучи очень известным, за что его местные коллеги, коим он, естественно, составил конкуренцию, прямо скажем, невзлюбили. Случилось это в 1906-1907 годах, когда у нас было вполне достаточно собственных очень хороших мастеров светописи, так что пришлось ему достаточно долго бороться за свое место под самарским солнцем, придумывать что-нибудь «эдакое» - будь то в оформлении витрины, оборудовании студии или в работе с самими желающими запечатлеть себя для семейной хроники».

Было среди самарских фотографов и немало отмеченных наградами российских и зарубежных фотовыставок. Тот же Васильев получил награду парижской выставки за альбом из 15 снимков, запечатлевших затмение солнца в Самаре - от его начала до конца. Ясвоин имел благодарности и награды Государя Императора Александра III, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны.

Впрочем, наряду с такими мастерами, были в Самаре и весьма посредственные фотографы. К примеру, явно среднего уровня была фотография Шарыгина, где в 1891 г. сделал свой снимок помощник присяжного поверенного В. Ульянов - это подтверждает и качество портрета, и то, что при печати фотограф умудрился перевернуть негатив, в результате чего сюртук у Владимира Ильича оказался застегнутым на «дамскую» сторону.

Несколькими самарскими фотографиями владели женщины (в основном унаследовав это достаточно доходное дело от мужей или братьев), но одна из них и сама неплохо освоила ремесло фотографа. И была это Мария Аннаева, дочь известного самарского купца, имевшего немало ресторанов, торговых лавок и магазинов, основавшего известную всей России кумысолечебницу. Мария Егоровна открыла собственную фотографию за несколько лет до революции и весьма успешно конкурировала со многими коллегами-мужчинами.

Кстати, фотографии были в те времена по карману далеко не всем и каждому, в некоторых семьях поход в фотографию приравнивался к небольшому празднику. Не оттого ли осталось в семейных архивах так мало снимков даже весьма небедных самарцев? Так, купец Константин Головкин (известный меценат, благодаря стараниям которого был, в частности, организован Самарский художественный музей) сфотографировался за всю свою жизнь всего 7 раз. Не было у него даже свадебной фотографии. Хотя, впрочем, причиной нежелания сделать такой снимок могло быть совсем иное... Купец-миллионщик, которому было 34 года, он женился на юной выпускнице 1-й самарской женской гимназии буквально через полмесяца после ее последнего экзамена за курс учебы. Возможно, он стеснялся этой разницы в возрасте, как когда-то стеснялся его отец. Тот настолько тушевался, что в 34 года женится на 17-летней девушке, что в церковной книге записал, что ему не 34, а 30 лет. Впрочем, к фотографии это уже отношения не имеет...



Автор благодарит коллекционера Леонида Едидовича за представленный материал о развитии фотографии в Самаре. поделиться
Татьяна Харитонова
25.11.1998

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru