Профессия – любовь


В дохристианской Элладе гетеры, высокооплачиваемые проститутки, пользовались большим уважением: их именами называли улицы, их статуи выставлялись в храмах, их общества искали выдающиеся философы... Как далеко мы ушли от тех времен!

Официальные публичные женские дома (были и мужские) в Афинах учредил Солон – мудрец и законодатель VIII века до н. э. Причина была чисто практическая – упорядочить сбор налогов с продажной любви. В этом смысле Афинский форум мало отличался от нашей Госдумы.
Еще одно роднит современность с блаженными древнегреческими временами: столицей гетер считался портовый город – Коринф. Именно там стоял знаменитый храм Афродиты, на ступенях которого гетеры в сопровождении служанок ждали своих избранников. Но и "сухопутные" населенные пункты не отставали в искусстве сладострастия. Особой свободой нравов отличался Милет, чьи ремесленники славились искусством изготовления "олисбосов" – кожаных фаллосов, набитых шерстью. Женская мастурбация была не только средством самоудовлетворения, но и реакцией на повальный мужской гомосексуализм, и потому нисколько не осуждалась. Неудивительно, что на такой благодатной почве выросла прославленная "гетера" (греч. "спутница", "подруга"), чье имя стало синонимом женской чувственной страсти.


Институт благородных гетер


Молодая женщина по имени Аспасия приехала в Афины из "бесстыдного" Милета и в считанные годы превратилась в некоронованную царицу города. Дело было во времена "золотого века" (444–429 до н.э.), при правлении Перикла.
О происхождении и образовании Аспасии мы ничего не знаем. Точно так же неизвестно, откуда она взяла средства, чтобы организовать в Афинах женскую школу истории и философии. Даже врагов восхищало мужество, с которым "пришлая" гетера стремилась просвещать афинских женщин. На ее лекциях всегда яблоку негде было упасть. Причем, посещали их не только дамы и девушки из знатных семей, но и философы – из любопытства: интересно, что может сказать женщина о проблемах бытия?
Каких только сплетен не ходило об Аспасии! Поговаривали даже, что она была любовницей философа Сократа. Не от него ли гетера научилась всем премудростям? А когда она вышла замуж за Перикла, противники афинского правителя получили отличный повод для нападок. Ибо по законам Эллады супругой высокопоставленного афинянина могла стать только жительница Афин, а отнюдь не чужеродная красотка. В те времена человек имел права не как отдельная личность, а лишь как житель того или иного города. Вне стен родного города он был абсолютно бесправен.
Аспасия стала идеалом всех гетер. Однако ее последовательницам приходилось несладко. Круг общения мужчин, собиравшихся в гимнасиях (спортивных залах), был для них закрыт. Никто не занимался духовным развитием и образованием женщин. Их роли в древнегреческом обществе хорошо отразил один афинский оратор: "Проститутка служит для удовлетворения страсти, наложница – для ежедневного ухода за нашим телом, супруга – для рождения законных наследников и надзора за домом".


Подательницы радости


К гетерам было двоякое отношение. С одной стороны, без их услуг не мог обойтись ни один город. Статус выдающихся гетер был настолько высок, что их изображения выставлялись в храмах рядом с портретами государственных деятелей или мудрецов. Но, с другой стороны, гетер презирали за их профессиональный прагматизм. Проще говоря, за то, что они продавали любовь. И при этом часто оказывались весьма оборотистыми "бизнес-леди".
Кроме собственно гетер существовал и вовсе презренный класс проституток, которых иначе как "шлюхами" не именовали. Как правило, эта печальная участь ждала состарившихся и не разбогатевших гетер, или тех, кому внешность не позволяла выбирать солидных клиентов.
Для того чтобы занять в обществе достойное положение, гетерам приходилось постоянно работать над собой – поддерживать форму. Гетеры прекрасно разбирались в косметике и модах, макияже и уходе за волосами; носили шиньоны, парики, специальные украшения, одежду из дорогих тканей с пурпурной каймой. Каждой гетере помогали служанки – готовили к приему посетителя, от ее лица вели переговоры с клиентами.
Благосклонность популярной гетеры считалась большой честью: она принимала далеко не каждого. Удачливые гетеры были состоятельными женщинами. Стихотворцы прославляли их за ум, красоту, понимание мужского характера... а иногда и осыпали гневными строками – видимо, когда карман поэта был пуст. Ведь если хочешь иметь дело с тонкой, образованной, искусной женщиной – будь добр за все платить!
К особому классу гетер относились ученицы школы Сафо – знаменитой поэтессы VII века до н.э. Они как бы оправдывали буквальное значение слова "гетера" – "подруга".
Гетеры Сафо не продавались. Искусство страсти они практиковали бескорыстно, считая утонченную чувственность инструментом философского познания жизни. От острова Лесбос – родины Сафо – произошло название плотской любви между женщинами, но сама поэтесса отнюдь не чуждалась мужчин. Она была замужем за богатым купцом, а после его смерти основала школу для воспитания молодых девушек.
Танец, игра на музыкальных инструментах, ораторское искусство – все это изучалось в школе Сафо. Ученицы не хотели вести жизнь затворниц, рожать детей и удовлетворять мужей. Они стремились к равенству с мужчинами во всем. "Не лучше ли проповедовать свободную любовь, – говорила Сафо, – чем привязать себя к неразвитому мужчине?"


Бизнес есть бизнес


Но возвышенные последовательницы Сафо были скорее исключением. Борьба гетер за богатых клиентов стала притчей во языцах. Они делали все, чтобы заполучить перспективного любовника. Учили наизусть стихи, играли на флейте и арфе, нанимали сводниц для поиска выгодных клиентов. Если все это не помогало, обращались за помощью к Приапу, богу плодородия, или Афродите, богине любви, и приносили щедрые подношения к алтарю.
"Конкурентную борьбу" гетеры вели не только со своими товарками, но и с мальчиками и юношами, которые отнимали у них мужчин. Как граждане своего города, гетеры дружно выступали за запрещение однополой любви... правда, только мужской, но никак не женской! Как ни странно, здесь корпоративные интересы гетер совпадали с общегосударственными. Город, заинтересованный в исправном поступлении налогов на проституцию, поддерживал жриц любви и охранял их специальным законом. Гомосексуальные же отношения мужчин оставались вне сферы налогового обложения и потому волей-неволей наносили материальный ущерб государству. Так что возмущение красавиц было на руку правителям города.


Философия пола


Почему греки так терпимо относились к гетерам и однополой любви? Этого невозможно понять без знакомства с древнегреческой философией пола.
Платон в своем знаменитом сочинении "Пир" так объясняет происхождение гомосексуализма. Верховный бог Зевс разделил человечество на три изначальных пола: мужчин, женщин и андрогинов, сочетающих в себе признаки и мужчин, и женщин. Каждый человек стремится найти прототип, от которого произошел, обрести "половинку", с которой разлучен. И этой целостности он достигает через чувственную любовь. Таким образом, гомосексуалы-мужчины произошли от изначального мужчины, а лесбиянки (их называли в Древней Греции трибадами) – от изначальной женщины. А все остальные "нормальные" люди – от андрогина. Поэтому свою половинку они видят в представителях противоположного пола, а не в себе подобных.
Сексуальное влечение для греков имело глубоко философский смысл, и гетеры для них значили больше, чем просто проститутки. Для великих мудрецов Греции красота женщины была не только объектом чувственного наслаждения, но и поводом для отстраненного теоретизирования. Но очень часто реальная жизнь в лице прекрасной гетеры смеялась над высокомудрыми построениями философов.
Аристотель, например, доказывал, что женщины по сравнению с мужчинами – неполноценные, низкие существа. "Семя мужчины создает жизнь и форму, – говорил он, – поэтому в рождении ребенка мужчина играет главную роль." А между тем сам великий философ имел сына от гетеры Герфиллис и любил ее до конца жизни. Причем, так сильно, что позволял ездить на себе верхом и погонять себя плеткой.
Образ гетеры, оседлавшей философа, удачно символизирует древнегреческую культуру, насквозь пронизанную эротикой. Афинская гетера знала, что делала, когда заказывала сапожнику сандалии с выгравированной на подошве надписью: "Следуй за мной". Она была уверена: ее правильно поймут!


Из жизни гетер


Античные поэты и писатели не считали зазорным составлять жизнеописания известных гетер – Таис Афинской, Аспасим или Сафо, Писатель-сатирик Лукиан оставил потомству примечательное в этом жанре произведение "Разговоры гетер" – своеобразный учебник для начинающих жриц любви. Греческий грамматик Афиней (ок. 200 н.э.) в сборнике застольных бесед "Пирующие ученые" приводит множество случаев из жизни гетер.


Клепсидра
Была героиней комедии Евбула, от которой не сохранилось практически ничего. Ее настоящее имя – Метиха. Прозвище Клепсидра ("водные часы") она получила потому, что была весьма пунктуальна и одаривала своими милостями строго по часам – ни минуткой больше!


Лаида
Когда Лайда была девушкой, она пошла за водой к знаменитому источнику близ Коринфа. На обратном пути ее прелестные формы увидел Апеллес. Художник не мог смотреться на удивительную красоту девушки с кувшином. Вскоре он ввел ее в круг своих товарищей.
Те не без издевки спрашивали, что делать девушке на мужской попойке – лучше бы он привел с собой гетеру. На это Апеллес возразил: не удивляйтесь, друзья, скоро я сделаю из нее гетеру".
Лаида особенно славилась красотою бюста. Художники стекались со всех концов света, чтобы увековечь эту божественную грудь. Философ Аристипп, которого часто корили за связь с Лайдой, однажды остроумно ответил на эти упреки: "Не я принадлежу Лаиде, а она мне". А когда домоправитель ругал Аристиппа за то, что он тратит на Лаиду много денег, тогда как Диоген пользуется ее милостями совершенно бесплатно, Аристипп сказал: "Я щедр к Лайде, чтобы ею наслаждаться, а вовсе не затем, чтобы ею не мог наслаждаться другой".
Сам Диоген, принадлежавший к племени нищенствующих философов-киников, мыслил не столь возвышенно. Однажды он заявил Аристиппу на своем "изысканно" грубом языке: "Как можешь ты спать со шлюхой? Или стань киником, или прекрати!" Аристипп возразил: "Разве ты считаешь нелепым, если кто-нибудь войдет в дом, где до него уже жили?" – "Нет", – отвечал Диоген. "А если, – продолжал Аристипп, – кто-нибудь взойдет на корабль, на котором до него путешествовало множество народа?" – "Разумеется, нет". – "Тогда в чем же ты упрекаешь меня?"


Фрина
Однажды бесшабашные афинские юноши заключили пари, что известный строгостью нрава философ Ксенократ не устоит перед чарами Фрины. Во время пышного пира ее ловко поместили рядом с добродетельным мужем. Ксенократ уже изрядно подвыпил, и прекрасная гетера не преминула призывно обнажить свои прелести и принялась возбуждать Ксенократа словами и прикосновениями. Но напрасно: искусство соблазнительницы оказалось бессильным против несгибаемой воли философа. Но Фрина не растерялась. Когда собутыльники потребовали от нее проигранную сумму, она ответила отказом, заметив, что обещала соблазнить человека из плоти и крови, а не бесчувственную статую. Однажды эта гетера предстала перед судом, и дело казалось проигранным. Но тут знаменитый оратор Гипери совлек одежды с груди своей прекрасной подзащитной, выставив напоказ ее ослепительную красоту. "Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты, – писал историк Афиней. – Но еще прекраснее были те части тела Фрины, которые не принято показывать. Увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что она носила плотно облегающий хитон и не ходила в публичные бани. Но когда вся Греция собралась в Элевсине на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море. Именно это подсказало художнику Апеллесу сюжет для его картины "Афродита Анадиомена", Знаменитый скульптор Пракситель тоже был поклонником Фрины и использовал ее в качестве модели для своей "Афродиты Книдской".
Однажды Фрина спросила Праксителя, какую свою работу он считает лучшей. Но скульптор отказался ответить. И тогда Фрина пошла на хитрость. Как-то раз в дом ворвался испуганный слуга с криками, что мастерская объята пламенем и большинство работ – но не все – уже сгорели. Пракситель в тревоге вскочил с места и воскликнул: "Все пропало, если огонь уничтожил Сатира и Эрота!" Фрина с усмешкой успокоила его.
Обрадованный Пракситель позволил ей выбрать одну из своих статуй в подарок. Фрина выбрала Эрота, но не оставила у себя, а отдала в Храм Эрота, расположенный в ее родных Феспиях. И этот заштатный городишко на целое столетие превратился в настоящую Мекку для паломников.
Удивительное время – художники дарили свои бессмертные произведения гетерам, которые затем посвящали их божествам. Впрочем, к благочестию примешивалось и тщеславие. Например, Фрина предлагала восстановить разрушенные стены Фив, но только если жители города согласятся начертать на них: "Разрушены Александром (Македонским), восстановлены гетерой Фриной". Кстати, из этой истории нетрудно сделать вывод: ремесло Фрины было настоящим золотым дном!

поделиться
Михаил Умнов
03.08.2007

    Популистское воспевание проституток — не более.

    Красота души, тела и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

    Я впервые читаю о гетерах, мне это показалось интересно и познавательно. Времена, события, отношения повторяются , как будто идём по спирали, только в верх или вниз? виток за витком. В наше время СОЛИДНЫЕ МУЖЧИНЫ просто мечтают преклонить свои головы к ногам ТАКИХ женщин. Интересно есть они сейчас? Автору статьи моё спасибо, хорошая работа!

    Спасибо Михаил за столь обширный, понятно изложенный материал. Мне была знакома эта тема, но Ваши данные весьма пополнили мои знания.

    Прежде чем что-то утверждать, Дмитрий, необходимо понять мышление того времени, не стоит примерять и сравнивать с настоящим.

    А я считаю все замечательно и прекрассно!)))
    Да Ирина таке гетеры есть и сейчас…
    Но я считаю каждая из них имеет свои стиль, характер, мараль… я считаю не стоит все гребсти под одну гребенку Дмитрий.
    К примеру я не осознанно стала изучать в 12 лет мастерство 64 искусств гитеры(гейши). На моем считу не мало покаренных сердец… Но я этим не горжусь, так как не акуратное обращение этими сельнейшими сексуальными энергиями может привести противоположный пол в безумц… Спасибо Михаил за раскрытие темы!;)

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru