Абдулов решился на "Женитьбу"


Еще ни разу в истории Ленкома премьера спектакля не проводилась вне стен театра. Самарцы получили уникальную и приятную возможность увидеть гоголевскую "Женитьбу", поставленную Марком Захаровым к 80-летию Ленкома, первыми в стране, а потом не без удовольствия обсуждать в антрактах: "Да, а в столице это увидят только в октябре…"
Александр Абдулов – одна из самых ярких звезд новой захаровской постановки – в "Женитьбе" играет Кочкарева, подвязавшегося женить нерешительного Подколесина, и, по словам Захарова, "старается найти применение своей бурной энергии, но тщетно". К "Женитьбе" Абдулов готовился на протяжении нескольких месяцев, умело совмещая репетиции с параллельными проектами в кино, бурной личной жизнью, женитьбой, рождением дочки, а также скандалами с журналистами. В отличие от своего героя, Абдулов всегда находит, на что потратить свою энергию. Не помешали ему даже проблемы со здоровьем, из-за которых артист попал в больницу, и 54-й день рождения, который он отметил на сцене, репетируя роль Кочкарева.
 
"Разгружал вагоны на Рижском вокзале"


Становиться актером Абдулов не собирался, даже несмотря на то, что его отец был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в Фергане, а мама работала там же гримером. Родители мечтали, чтобы хотя бы один из троих сыновей пошел в артисты. Братья Александра поступали в театральный, но в итоге старший стал химиком, средний – педагогом. "Только я один, младший сын-идиот, поступил и стал актером", – иронизирует Абдулов.
В первый раз на сцену Александр вышел в пять лет, чтобы сыграть деревенского мальчика. Свой актерский гонорар в три рубля он честно принес домой. В спорте между тем Абдулов добивался серьезных успехов, профессионально занимался фехтованием, стал мастером спорта СССР и даже год отучился на факультете физкультуры Ферганского пединститута, однако потом окончательно и бесповоротно выбрал театр и уехал поступать в ГИТИС: "Когда я приехал в Москву, то прекрасно понимал: мне надо здесь зацепиться любой ценой. На курсе у нас учились ребята-москвичи. У них были дом, родители, а у меня – общага. По ночам я с другими такими же приезжими разгружал вагоны на Рижском вокзале… Мне никто не помогал в жизни. Все, что я сделал, сделал своими руками. Да, у меня отец был главным режиссером. Мы не бедствовали. Но первые дорогие туфли мне купили только на выпускной вечер. Отец привел меня в магазин и говорит: "Выбирай!" Мне ни фасон, ни размер были не важны. Я выбрал самые дорогие – за 32 рубля. Пальцы подогнул, с трудом влез в них. Домой с выпускного вечера шел босиком. Когда твои дети начинают понимать, что деньги не падают сверху, что они зарабатываются очень тяжелым трудом, они начинают по-другому относиться к жизни".
На четвертом курсе ГИТИСа в 1974 году юного актера заметил Марк Захаров и пригласил в Московский театра им. Ленинского комсомола. Позже в одном из интервью Захаров скажет, что Абдулов стал его единственным учеником, а сам актер считает режиссера вторым отцом и "виновником" того, чего он достиг в творчестве.
 
"У меня нездоровая популярность"


В спектакле по повести Васильева "В списках не значился" Абдулов сыграл свою первую главную роль – лейтенанта Плужникова. Затем были роли в спектаклях, ставших визитной карточкой Ленкома: "Юнона и Авось", "Жестокие игры", "Оптимистическая трагедия"… Своей самой значительной ролью он считает Алексея Ивановича в "Варваре и еретике" по роману Достоевского "Игрок", за которую удостоился нескольких премий и признался, что и сам он "по натуре игрок".
Правда, с профессиональным признанием своих заслуг актеру везло далеко не всегда, иногда чиновники попросту требовали закрытия спектаклей с его участием.
"Когда решался вопрос: давать мне премию Ленинского комсомола или не давать, меня вычеркнули из списка и сказали, что у Абдулова нездоровая популярность. Я очень горжусь этой формулировкой до сих пор".
Когда после перестройки артисту в руки попало досье, заведенное на него в КГБ, он узнал о себе еще много нового: "Берем мое досье, а оно толстое было – только ленивый на меня не писал".
Престижную по советским временам премию Ленинского комсомола актеру так и не дали. Зато, несмотря на всю свою неоднозначность в глазах советских чиновников, в 1986 году он все-таки был удостоен звания "Заслуженный артист РСФСР", а в 1991 году – "Народный артист России".


"С киноролями мне не очень везло"


"В кино меня зачастую используют просто как "краску". Я считаю, что с киноролями мне вообще не очень везло: думаю, не сыграл и сотой доли того, что сыграть мог и был должен, в отличие от театра…", – вспоминает свой кинематографический опыт Абдулов.
По-настоящему знаменитым он проснулся после роли Медведя в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова. Затем свет увидели "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", а Абдулов начал постепенно превращаться в одного из тех, кого впоследствии нарекут "секс-символами". Позже о героях Абдулова скажут: "романтические, рефлексирующие, умные и немного грустные, ставшие в определенной степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов". Один инженер Володя из "Самой обаятельной и привлекательной" чего стоит – предел мечтаний любой засидевшейся в невестах сотрудницы чертежного отдела. А за кучерявым итальянцем из "Формулы любви", подобно дворовой девке Фимке, в убедительном исполнении Александры Захаровой, пол-Союза готово было идти на сеновал и без сопровождения кузнеца.
В самом начале 1990-х, к тому моменту, как рухнула цензура, а свет уже увидела шокировавшая всех "Меленька Вера", вышел и фильм "Гений", в котором Абдулов сыграл талантливого физика-ядерщика, украсившего своими патентами туалет и перешедшего в кооператоры. Так Абдулов стал героем нового времени.
 
"Да бабник я, бабник"


Отдельная глава в жизни Абдулова – женщины. Глава, которая по признанию самого актера, вполне потянула бы и на трехтомник, если бы он захотел об этом написать. Однако такого желания актер пока не изъявлял. Среди того, что доставляет ему наибольшее удовольствие, свои приоритеты Абдулов расставляет, как правило, в таком порядке – женщины, игра, рыбалка. В своей греховной любви к азартным играм он признается открыто: "Я дико порочный человек, я играю в казино, но всегда только на свои. Не украл, не убил… Приехали в Египет на съемки, спонсоры не перевели денег. Все с ума чуть не посходили. Каждый день вечером после съемок я ехал в казино – туда триста километров, обратно столько же, садился и делал ставки по пять долларов. Никогда в жизни не играю по такой мелочи – всегда по-крупному. Но у меня была цель – выиграть группе суточные на завтра… Уходил, раздавал людям деньги, и это длилось почти две недели".
На вопросы о победах в казино Абдулов, не скромничая, называет суммы и в 30 тысяч долларов, а на вопросы о победах на личном фронте устало отмахивается: "Да бабник я, бабник. Слава Богу, что не голубой". Однако тему никогда не развивает, "утверждаться в женских "тиражах" – не по-мужски, и вообще "поклонницы мои уже бабушками стали"… "Из большого секса я ушел: перешел на тренерскую работу… А бывало всякое – даже соляную кислоту плескали мне в лицо с криком: "Так не доставайся же ты никому!" – судя по всему, умаляет свои возможности Абдулов. Скандальные статьи, появляющиеся в прессе с завидной периодичностью, свидетельствуют – на смену прежним почитательницам Абдулова пришло новое поколение поклонниц, помоложе и посмелее.
На одну только экс-возлюбленную журналистку, щедро раздавшую серию интервью, сколько нервов ушло. Не скупясь на подробности, девушка рассказала о том, как актер на протяжении двух лет делал ее "безумно счастливой", а потом обвинил в краже своих часов стоимостью 120 тысяч долларов, поменял в квартире замки и уехал в Америку.
Лучшим ньюсмейкером, чем Абдулов, для прессы является разве что Алла Борисовна. Да и то по богатству информационных поводов периодически отстает. На артиста журналисты, особо не церемонясь, слетаются, как пчелы на мед, он в долгу тоже не остается. То письмо президенту напишет с просьбой покарать лживых журналистов, то фингал Отару Кушанашвили поставит, то соберется покупать лицензию на отстрел журналистов после публикации Дарьи Асламовой или, как совсем недавно, нанесет увечья фотокорреспонденту газеты "Твой день". О степени серьезности увечий стороны спорят до сих пор. А иногда, когда "совсем скучно становится", может и поэкспериментировать. Классикой является его шутка, поведанная журналистке под условием "строгой секретности" о родной сестре Поле, которая эмигрировала в США и стала там певицей Полой Абдул. Однако в последнее время Абдулов заметно смягчился, и хотя подавать на издания в суд он не перестал, признается, что "морды быть надоело". Возможно, мягкость объясняется рождением первой дочки Евгении.
 
«Мы чудно работаем с Алферовой»


Хотя накануне ее появления на свет 54-летнему актеру пришлось пережить еще несколько неприятных моментов "славы". Скандалы вокруг его женитьбы на Юлии Милославской, младше актера на пару десятков лет, всплывший в связи с этим факт, что последние 20 лет он не был официально разведен со своей прежней женой Ириной Алферовой и пр. пр. Масло в огонь подлило и то, что совсем недавно Абдулов снялся с Алферовой в фильме "Капкан". Дуэт являл редкий случай того, когда бывшие супруги не только сохранили теплые отношения, но и продуктивно работают вместе. "Мы чудно работаем, в одном спектакле вместе играем, в кино снимаемся…" А о приемной дочери, Ксении Алферовой, он не устает с гордостью отзываться практически во всех своих интервью. Не так давно свою приемную дочь он выдал замуж и стал еще и счастливым дедом. "Я чуть с ума не сошел, не думал, что буду так переживать. Я никогда не переживал другие свадьбы, потому что у нас с Ириной Алферовой была гениальная свадьба: нас было двое. Мы были в загсе, потом в церкви, потом мы пришли в общежитие и отмечали там свадьбу вчетвером. Егор Бероев – чудный малый. Просто замечательный, но я с трудом пережил ситуацию, когда у меня как будто забирают дочь. Я часто ловлю себя на том, что ревную ее к другим мужчинам".
Став отцом и дедом, теперь актер вправе наконец-то насладиться тихим семейным счастьем и отдохнуть от скандалов и суеты: "Сейчас домой приезжаю на диван, собака ложится рядом, кошки две – на меня. И вот пока они "ур-ур-ур" – это какое-то успокоение. Сегодня утром встал, кошаки на мне лежат. Пошел, дал им пожрать, пустил собаку погулять, вышел, мама спросила, чего я так поздно вчера вернулся, – ну, на то она и мама. Дальше уехал, сидел-монтировал. Вот что такое жизнь, как можно объяснить?"– рассуждает Абдулов. Однако работу Александр, несмотря на семейную идиллию, по-прежнему ставит на первое место.
 
"Я – миллионнопроцентный Коровьев"


А потому в последние несколько лет Абдулов развил кипучую деятельность: писал сценарии, организовал антрепризу, был генеральным продюсером юбилейного ХХ Московского кинофестиваля в 1997 году. "Их же всего пять в мире фестивалей класса "А", самого престижного. И вдруг мы выясняем, что права на кинофестиваль собираются продать какой-то тете. Значит, и класс "А" у него отнимут. И мы с Сергеем Соловьевым, харкая кровью, обивали пороги, не давая ММКФ упасть. А после этого появились статьи, что я, мол, наживался на этом фестивале. Слава Богу, что дачу во Внукове я успел построить еще до всех этих публикаций. Иначе закричали бы: "Вот! Наворовал!" А вот заметных ролей в последние годы у Абдулова было не так много.
В 2000 году он снялся в роли профессора в фильме Эльдара Рязанова "Тихие омуты". И хотя с фильмом связывали много надежд, картина получилась не самой сильной из всех рязановских. Затем последовали роли в фильмах и сериалах "Ледниковый период", "О любви", "Мастер и Маргарита"… О роли Коровина в "Мастере и Маргарите" Абдулов мечтал давно, подходил к ней четыре раза с разными режиссерами, но каждый раз съемки срывались. "Я – идеальный Коровьев! Это просто сто, миллионнопроцентно моя роль. Коровьев – чародей, маг, виртуоз, профессионал..." А что до мистики, которую традиционно связывают с каждой экранизацией романа Булгакова, здесь Абдулов далек от суеверия. "Это все журналисты придумали. Я, например, с удовольствием сыграю и Гитлера, если предложат. Правда, ростом не вышел. Сыграть такую личность! Что вы!"
Несмотря на ожидания, связанные с "Мастером и Маргаритой", по мнению многих кинокритиков результат оказался довольно скромный.
 
"Бременские музыканты" – это про меня"


Но, пожалуй, самой громкой из ролей Абдулова последних лет стал его Лавр из сериала "NEXT". Актера, представшего в неожиданном амплуа, только ленивый не спросил, зачем же он взялся за такое непочетное дело – прославлять российский криминалитет в роли вора в законе, да еще в сериале. "Разве я чем-нибудь прославлял криминал? Я же Робин Гуда играл! Я всю картину защищаю бедных", – парировал Абдулов. По окончании первого сезона Александр в шутку постановил – продолжение будет только, если его герой станет депутатом. Сценаристы к шутке отнеслись серьезно, и во втором сезоне Лавр стал депутатом. Сам Абдулов также делал попытку баллотироваться в депутаты, но по воле стихий ему это не удалось. Теперь он несгибаем: "Я сотворил глупость. Меня уговорили. И просто Господь меня спас. Потому что в день выборов был 41 градус мороза, никто не вышел из дома. И когда мне на следующий день предложили еще раз, я отказался… Нет более грязных дел, чем политика. Я убежден в этом".
А вот о пробах пера на режиссерском поприще Абдулов рассказывает более охотно. На его счету полудокументальный фильм "Храм должен остаться храмом" и мюзикл "Бременские музыканты". По слухам, по стоимости съемок и массовке "Бременские музыканты" переплюнули даже михалковский "Сибирский цирюльник". Хотя сам Абдулов накануне съемок скромничал: "Помилуйте, 45 миллионов, только Михалков мог так обнаглеть. А мне, как Шуре Балаганову, для полного счастья нужно... 5 тысяч 553 рубля!" Что касается дорогих спецэффектов и компьютерной графики, режиссер Абдулов относится к ним сдержанно, ратует за экранизацию классиков – Гоголя, Салтыкова-Щедрина, а фильм "Ночной дозор" как-то и вовсе назвал "Ночным запором". На съемках родилась шутка – в тот момент, когда снимался парад у Короля, Армения спокойно могла брать Азербайджан – все его войска были на съемках. Президент Азербайджана Гейдар Алиев выделял для съемок фильма все, что просил у него режиссер. Нужно 20-30 тысяч солдат – пожалуйста, нужны танки – будут танки. Казалось, что в фильме снимается весь Азербайджан. Плюс дикое количество актеров и несметное число животных – бегемоты, орлы, обезьяны, удавы.
По окончании съемок Абдулов подытожил: "Эта чудесная сказка и про меня: как некогда поехал я в Москву из Ферганы, полный тщеславия, готовый покорить весь мир. И, оглядываясь в прошлое, я очень хорошо отношусь к мальчику, желавшему завоевать столицу, он мне нравится".

поделиться
Екатерина Дмитриева
29.06.2007

    Кому оценку ставить-то, автору или Абдулову?

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru